Генри Кэмерон, глава Sibir Energy, вчера направил письмо к акционерам, в котором говорит, что "в результате грабежа, осуществленного "Сибнефтью" под руководством Романа Абрамовича и его приспешников, интересам компании, лишившейся доли в предприятии "Сибнефть-Югра", был нанесен серьезный ущерб". Кэмерон добавил, что Абрамович должен ответить за свои действия "на Западе" и "простейший способ сделать это - восстановить 50% доли Sibir в предприятии "Сибнефть-Югра".
Sibir оказалась вовлечена в долгий диспут с "Сибнефтью", своим партнером по потенциально прибыльному нефтяному проекту "Сибнефть-Югра" после того, как доля Sibir Energy в этом предприятии оказалась размыта, снизившись с 50% до 1%.
Sibir Energy утверждает, что "Сибнефть" украла их долю в предприятии "Сибнефть-Югра" с помощью двух дополнительных выпусков акций в 2002 и 2003 годах, о чем Sibir не проинформировали. "Сибнефть" же утверждает, что действовала по закону и в соответствии с соглашением с акционерами Sibir.
Джон Манн, представляющий "Сибнефть", сказал: "Мы не намерены реагировать на это письмо. Мы продолжим отстаивать свою правоту в суде, и до сих пор нам это удавалось". Правда, до сих пор Sibir предпринимала безуспешные попытки привлечь "Сибнефть" к ответственности в российских судах. Теперь ситуация изменилась: ранее в этом месяце в суде Британских Виргинских островов компании удалось получить распоряжение суда временно передать половину долей дочернего предприятия "Сибнефти" "Сибнефть-Югра", стоимость которой оценивается в 2 млрд долларов, под опеку лица, назначенного судом для управления спорным имуществом, и предоставить в качестве гарантии 1 млрд долларов.
Следующее слушание в суде Британских Виргинских островов назначено на 20 сентября.
История спорного месторождения
Противостояние, последней фазой которого стало решение суда Виргинских островов, берет начало в 2002 году, когда "Сибнефть" и Sibir Energy учредили СП "Сибнефть-Югра".
Британская компания, главным акционером которой является российский бизнесмен Шалва Чигиринский, внесли в уставный капитал предприятия лицензии на Приобское и Красноленинское месторождения, которые ранее принадлежали "дочке" Sibir Energy - "Югранефти". "Сибнефть", со своей стороны, должна была выступить инвестором.
О том, что доля "дочки" Sibir Energy - "Югранефти" в "Сибнефть-Югре" сократилась менее чем до 1%, объявила сама Sibir Energy в апреле 2004 года. 28 сентября 2002 года и 4 февраля 2003 года партнеры "Сибнефть-Югры" принимали решения о проведении допэмиссий. Голосовавший за "Югранефть" по доверенности директор московского представительства Millhouse Capital Давид Давидович отказался от выкупа новых акций. В итоге 49% "Югранефти" в "Сибнефть-Югре" оказались у трех подконтрольных "Сибнефти" офшоров: Gregory Trading, Richard Enterprises и Ferenco Investment & Services. А за акции они заплатили 16 тысяч долларов, отмечают "Ведомости".
Sibir Energy пыталась через российские суды оспорить эмиссии, но потерпели поражение. В этом году они решили искать справедливости вне российской юрисдикции. По мнению британской компании, активы СП стоят 4 млрд долларов, поэтому компенсацию, которую британцы оспаривают через суд, они оценили в 2 млрд долларов.