Однако это не так, утверждает издание. Недавно президент поручил правительству придержать продажу крупных предприятий "до лучших времен", то есть до того момента, как цена этих активов вырастет. Надежды же на это тают на глазах, так как практически все государственные предприятия не имеют возможности обновлять производственные мощности и, как следствие, со временем должны только дешеветь.
Кроме того, своим указом белорусский президент запретил продавать акции 54 крупных недавно акционированных предприятий их работникам, хотя такая возможность предусмотрена национальным законодательством. Из этого следует, что власти республики стремятся исключить любую возможность перепродажи миноритариями своих акций сторонним лицам или организациям.
Руководители Белоруссии оказались в непростом положении в связи с финансовым кризисом, рассуждает издание. Однако сейчас они демонстрируют уверенность, что ситуация стабилизировалась благодаря российским деньгам и преференциям и вовсе не торопятся распродавать госсобственность.
Чиновники привыкли безраздельно распоряжаться в Белоруссии всем - финансами, землей, недвижимостью, предприятиями и колхозами. Они временно управляют активами, которые им не принадлежат и за которые они не отвечают, но прибыль извлекать могут. Аппарат привык оперировать по своему усмотрению льготными кредитами, применять меры торгового протекционизма и административной дискриминации конкурентов. Чиновники прекрасно понимают, что любые рыночные реформы или масштабная приватизация является прямой угрозой их благосостоянию, основанному на государственных активах и бюджетных потоках.
Когда Антикризисный фонд (АКФ) ЕврАзЭС в июне минувшего года принял решение выделить Белоруссии стабилизационный кредит в размере 3 млрд долларов, одним из главных условий выделения средств было проведение приватизации, как минимум на сумму в 7,5 млрд долларов в течение трех лет, напоминает издание. И если по итогам 2011 года Белоруссия свое обязательство выполнила легко, продав Газпрому вторую половину акций "Белтрансгаза", то в текущем году пока неясно, что она собирается продавать и собирается ли это делать вообще.
Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) и бывший кандидат в президенты Белоруссии, считает, что в сложившейся ситуации "номенклатура и ее богатые партнеры из бизнеса рассмотрели уникальный шанс заработать и оказать ценную услугу самому Лукашенко, который загнал себя в угол своими политическими пируэтами".
По информации, которой располагает Ярослав Романчук, сейчас рассматривается список примерно из сотни претендентов на звание "олигархов". Кандидаты проходят жесткий отбор - как по своим деловым качествам, так и по степени личной лояльности к Лукашенко. Эксперт предполагает, что с помощью этих людей руководство страны планирует осуществить "институциональную перестройку, остаться у власти и монетизировать ее".
"Избранные бизнесмены не станут единоличными владельцами предприятий, которые им планируется передать, реализовав по низким ценам в ходе залоговых аукционов", - заявил Романчук. Новоиспеченные олигархи должны будут играть строго по правилам Лукашенко и его бизнес-группы.
Если вышеуказанный сценарий действительно будет реализован, то все перспективы развития компаний, принадлежащих белорусским олигархам, будут связаны только с независимой Белоруссией и в значительной степени непосредственно с Лукашенко.
"Любое слияние с Россией разрушило бы всю эту схему и непременно вылилось бы в занятие российскими олигархами командных высот в белорусской экономике, - отметил Романчук. - Политическая либерализация не нужна ни Лукашенко, ни возможным его олигархам. Зато после передела собственности резко возрастет спрос на экономическую свободу в виде низких налогов и инфляции, устойчивой национальной валюты и свободного валютного рынка, дебюрократизации и цивилизованных правил международной торговли".