Норвежским экспортерам удалось сохранить часть поставок: рыба из Норвегии теперь поступает в РФ через Белоруссию, причем вполне законным путем. После "переработки" в Белоруссии запрещенная в России норвежская рыба получает новый таможенный код и поступает на российский рынок. Ввоз лосося из Норвегии в Белоруссию утроился в течение нескольких месяцев.
Потомки викингов также начинают поставлять в Россию свою продукцию через Чили и Колумбию. Кроме того, у крупнейшей рыбной компании страны есть собственное производство на принадлежащих Дании, но не входящих в ЕС Фарерских островах. Они под эмбарго Москвы не попали.
В прошлом году главным последствием российского эмбарго для норвежских рыбопроизводителей стало падение цен. По данным отраслевой ассоциации Norwegian Seafood Council, с середины июля норвежский лосось подешевел с 42,2 норвежских крон (5,53 доллара) до 34 крон (4,46 доллара) за 1 кг в октябре. Кроме запрета на экспорт в Россию, давление на цены оказало и резкое падение российской валюты: из-за девальвации рубля производители из стран, не попавших под российские санкции, вынуждены были сократить поставки в Россию, перенаправив свою продукцию на другие рынки и поспособствовав на время снижению мировых цена.
Тем не менее годовая отчетность показала, что выручка Marine Harvest, лидера норвежской рыбной отрасли, которая контролирует от 25 до 30% мирового рынка лососевых, выросла в прошлом году на 32,6% и составила 25,49 млрд норвежских крон (3,34 млрд долларов). Операционная прибыль компании увеличилась на 32,4%, до 4,25 млрд норвежских крон (560 млн долларов).
Ближайший конкурент компании, Leroy Seafood, также отчитался о рекордных прибылях. Прибыль компании выросла на 17% до 1,8 млрд норвежских крон (примерно 230 млн долларов). В отчете этой компании говорится, что запрет на экспорт в Россию является негативным фактором, однако компания ищет новые рынки сбыта и модернизирует производство, чтобы увеличить количество поставок в другие страны. Кроме того, компания сфокусировалась на производстве высокомаржинальной продукции, запустив несколько линий по глубокой переработке форели. Это поможет снизить зависимость от российского рынка, считает ее гендиректор.
При этом сейчас главная причина оптимизма норвежцев - начавшееся восстановление цен. По данным Norwegian Seafood Council, к концу 2014 года норвежский лосось стоил даже дороже, чем на момент введения эмбарго (47,3 норвежских кроны, или 4,46 доллара за кг).