В среду президент РФ Дмитрий Медведев начинает двухдневный визит в Венесуэлу, который станет кульминацией его латиноамериканского турне
Reuters

В среду президент РФ Дмитрий Медведев начинает двухдневный визит в Венесуэлу, который станет кульминацией его латиноамериканского турне. Поездка должна увенчаться созданием энергетического альянса между Москвой и Каракасом. Однако из-за финансового кризиса и политической обстановки в Венесуэле реализация ключевых договоренностей будет перенесена на неопределенный срок, пишет "Коммерсант".

Подготовкой деловой части визита Дмитрия Медведева почти полгода занимался вице-премьер и председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин, который в начале лета был назначен главой межправительственной комиссии. С тех пор Сечин посетил Венесуэлу уже трижды, причем всякий раз его сопровождали топ-менеджеры крупнейших энергетических компаний России.

- В известные места не пустит оппозиция, а на новую разведку денег нет

Во время сентябрьского визита в Каракас Игорь Сечин объявил о создании российско-венесуэльского нефтяного консорциума. Как пояснил затем глава Минэнерго РФ, контрольная доля в консорциуме достанется венесуэльской госкомпании PDVSA, а Россию будет представлять "большая пятерка" энергокомпаний: "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз".

За прошедшие несколько месяцев еще не осуществленный проект претерпел изменения. Первоначально планировалось, что российских участников возглавит "Газпром", однако 8 октября Национальный нефтяной консорциум (ННК) был зарегистрирован "Роснефтью". Глава "Роснефти" Сергей Богданчиков в октябре заявил, что каждая из российских компаний получит в ННК по 20%. Предполагалось также, что участвующие в консорциуме российские компании продолжат имеющиеся в стране проекты независимо.

Большинство российских компаний заняты в Венесуэле поиском нефти в бассейне реки Ориноко. У ТНК-BP и PDVSA есть соглашение об исследовании и сертификации запасов блока Айякучо-2, "Лукойл" с PDVSA исследует блок Хунин-3, "Газпром" - Айякучо-3. Кроме того, СП "Газпрома" и PDVSA также владеет лицензиями на разведку и разработку газа на шельфовых блоках Урумако-1 и Урумако-2 и уже начал бурение скважин.

Консорциум должен был получить права на разработку новых месторождений в Венесуэле - Сергей Шматко в этой связи называл нефтеносную провинцию Карабобо. Затем, согласно уверениям российских и венесуэльских чиновников, консорциум должен был развернуть деятельность по всей Латинской Америке.

Между тем источники в российских энергокомпаниях, участвующих в переговорах о создании консорциума, утверждают, что даже предварительные параметры проекта сформулированы очень неясно. "Непонятно, надо или не надо будет сдавать в консорциум уже имеющиеся проекты. Вообще неясно, будут ли нам даны лицензии на готовые к разработке месторождения - четкого ответа власти Венесуэлы не дают. Не определено, каким образом будут распределяться доли российских участников",- посетовал источник в российском ТЭКе. Другой источник указал, что в условиях кризиса совершенно непонятно, где брать деньги на столь масштабный проект.

В известные места не пустит оппозиция, а на новую разведку денег нет

Не верят в ближайшие перспективы консорциума и эксперты. "Номер с консорциумом сейчас явно не пройдет. Покажите хоть одну компанию, которая в нынешних условиях нехватки ликвидности будет вкладывать огромные средства в разведку - а пока речь идет только об этом,- заявил первый зампред российско-венесуэльского делового совета Владимир Семаго.- Эта масштабная идея родилась у Игоря Ивановича Сечина, который замкнет проект на себя. Однако пока реализуется он спонтанно и очень неэффективно. В ближайшее время никаких результатов там ждать не приходится".

Еще одним фактором, который срывает российские планы по консорциуму, стала победа оппозиции на губернаторских выборах в нефтеносных штатах Карабобо и Сулия. "Оппозиция выиграла выборы в двух штатах, где нефть можно добывать уже сейчас, так что вряд ли нам удастся туда зайти",- переживает источник в российском ТЭКе.

"В венесуэльских условиях власть на местах является эффектным противовесом центральной власти, а без поддержки губернатора штата реализовать масштабный проект там просто нереально,- добавляет Владимир Семаго.- К тому же победа оппозиции в наиболее развитых штатах, где проживает 45% населения, очень ослабляет позиции самого Уго Чавеса".