Таким образом, как и опасались эксперты, решение США защитить свой рынок стали вызвало эффект домино, который вынудит меткомбинаты России снижать норму прибыли и переключаться на выпуск продукции с низкой добавленной стоимостью - в отношении которой ограничения носят значительно более мягкий характер.
Директиву о введении пошлин в размере от 14,6% до 26% Еврокомиссия собирается официально принять в среду без всякого расследования. Европейцы боятся, что на их рынок начнут поставлять сталь все, кому теперь заказан путь в США. По прогнозам ЕС, в результате американских ограничений импорт стали в страны союза может вырасти на 15 млн. тонн. Пошлины будут действовать, по меньшей мере, 200 дней, сообщают "Ведомости".
Есть, правда, и положительный момент: экспорт российской стальной продукции в Европу уже ограничен специальным соглашением, которым установлены квоты на некоторые виды продукции. Поставки в рамках соглашения обеспечивают России стабильный доход в 250 млн. долл. в год. Впрочем, такое соглашение было подписано и со Штатами - но не помешало американским властям ввести пошлины и на упомянутые в договоре виды продукции.
Тем не менее российские торговые чиновники говорят, что ЕС обещал им оставить квотированные поставки в покое. Угроза дополнительных защитных пошлин нависла только над теми видами стали, которые поставляются в Европу свободно. Потери российских металлургов от введения пошлин оцениваются в 200 млн. долл.
Примерно такую же сумму может потерять Россия и на другом важнейшем экспортном рынке - в Китае. Власти этой страны давно грозили антидемпингом российским поставщикам холоднокатаной стали, но до сих пор чиновникам Минэкономразвития удавалось отговорить китайцев. Ситуация осложнилась после введения защитных мер в США. Китай начал расследование и планирует ввести против российской стали пошлину в 16%, которая поставит под угрозу поставки в объеме 600 тыс. тонн в год.
Кроме того, в той или иной степени свои рынки закрыли Канада, Мексика, Малайзия и Таиланд. Российские металлурги предсказывали, что их суммарные потери от решения американской администрации в этом и следующем годах могут составить до 1,5 млрд. долл., и этот прогноз начинает сбываться. При этом переориентировать экспорт практически некуда.