Для обеспечения такого спроса долгосрочные пассивы банков должны вырасти до 24% ВВП, но внутренними источниками - депозитами компаний и физлиц, собственным капиталом, долговыми обязательствами - удастся обеспечить менее 2/3 этого объема.
Без внешнего финансирования поддержать экономику не получится, делает вывод Солнцев: "Разрыв будет покрываться внешними займами, их доля в долгосрочных пассивах банков к 2012 году удвоится до 10,1% ВВП".
Чтобы снизить зависимость от внешнего финансирования, Солнцев предлагает развивать рынок облигаций и синдицированных кредитов - сейчас для этого удобный момент: в кризис они обрели второе дыхание: "Сейчас есть окошко для модернизации финансовой системы. Вопрос не в том, чтобы государство все оплатило, оно должно запустить процесс".
Для синдицированных кредитов важно, чтобы банки хорошо знали друг друга, но их готовность договариваться невысока и наработка практики взаимодействия между ними могла бы запустить этот рынок, рассуждает он. Ведь 77% банков не способны выдать кредит более 10 млн долларов, а максимальный объем кредита от Сбербанка - около 7 млрд долларов (банк может выдать одному заемщику до 25% капитала).
Роль банковского сектора в кредитовании экономики невысока, констатирует директор Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев: около 70% инвестиций компании финансируют за счет собственных средств.
Синдикация останется доступной лишь для крупных компаний и ее участниками будут крупные банки, считает Моисеев. Кредитная яма будет расти, говорит он, пути решения - либо жить по средствам, отказавшись от темпов роста экономики выше 5%, либо организовать этот рост за счет госсредств: "Брать средства за рубежом и вкладывать их здесь - это то же самое, что эмиссия ЦБ, только неуправляемая".
Внешний долг компаний растет: в 2009 году он достиг 300 млрд долларов, увеличившись на 6,5%, что беспокоит финансовые власти. ЦБ предложил снизить ставку по валютным кредитам, которую можно относить на расходы, с 15% до 3%.