Высокими темпами росли ВВП, инвестиции, доходы населения, однако, на взгляд экономистов, налицо реальные опасности, которые при определенных обстоятельствах могут испортить немало нервов тем, кто будет стоять у власти после мартовских выборов.
Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой корпорации "Уралсиб" отмечает как позитивный итог всплеск инвестиционной активности. Рост капиталовложений в этом году составит около 20%.
2007 год - второй полный год, когда экономический рост обеспечивается внутренним спросом - как со стороны промышленности, так и со стороны населения, - а не сырьевым экспортом.
От сырьевой зависимости быстро уйти все равно не удастся, но то, что мы растем не за счет увеличения экспорта газа, нефти, а именно за счет новых производственных мощностей и потребления населения, это позитив.
Рост импорта, с одной стороны, тревожная тенденция: производство теряет конкурентоспособность, уступает иностранным товарам.
Конкурировать при мощной поддержке государства Россия может в сфере нанотехнологий, в военно-промышленном комплексе, энергетике, в том числе атомной, в судо- и самолетостроении. Эти отрасли при достаточных инвестициях и грамотной политике правительства могут создать что-то конкурентоспособное.
Доходы бюджетников начали постепенно догонять намного более высокие доходы работников частного сектора, связанного с экспортом или с обслуживанием экспорта.
Появление в этом году госкорпораций эксперт оценивает как плюс, как попытку государства сохранить и развить потенциал производства, которое последнее время балансировало на грани банкротства.
Но при этом существует опасность, что государство не сможет вовремя пойти на пересмотр степени своего влияния в госкорпорациях. В будущем, когда эти производства встанут на ноги, видимо, будет иметь смысл привлекать и частных инвесторов, и частных менеджеров.
Вред российской экономике нанес прежде всего сильный инфляционный скачок. Он отчасти был спровоцирован мировой тенденцией роста цен на продукты питания, но в существенной степени был вызван и внутренними процессами, в том числе более слабой бюджетной дисциплиной, огромным притоком капитала.
Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог", подтверждает, что экономический рост ускорился. В прошлом году ВВП вырос на 6,7%, по итогам 2007 года - до 7,7%. Качественное отличие этого от прошлого года в том, что довольно существенно повысилась инвестиционная активность госкомпаний.
Но во многом этот рост, особенно в первом полугодии, был обеспечен за счет внешних заимствований. Третий квартал показал, что есть некоторое торможение, возможности привлечения капитала ухудшаются. Следующий год, возможно, будет не такой радужный с точки зрения темпов роста инвестиций, считает он.
В качестве негатива эксперт отмечает чрезмерное увлечение наращиванием бюджетных расходов. В этом году эти расходы были высокими. В следующем принято решение дополнительно направить 1,1 трлн рублей в экономику, из которых 640 млрд уйдет на финансирование разного рода госкорпораций.
Высокие расходы провоцируют инфляцию, увеличивают зависимость бюджета от цены на нефть. Цена, при которой бюджет остается сбалансированным, резко выросла. В 2003 году это было 17-18 долларов за баррель, а в 2007-м уже 56-58 долларов.
Практически бесконтрольное появление огромного количества госкорпораций эксперт оценивает отрицательно. Госкорпорации проигрывают в конкуренции частным в долгосрочном плане. Опыт корейских корпораций - не государственных, но близких к государству - показывает, что на определенном этапе обязательно встает проблема эффективности инвестиций.
Нынешний позитив в экономике - результат не одного года, а многолетнего развития, считает эксперт. Укрепление рубля фактически поменяло модель экономического роста. С учетом масштабов потребительского рынка - 140 млн человек - Россия стала номером шесть в Европе по объемам потребительского рынка.
Прямые иностранные инвестиции составят в этом году от 40 до 45 млрд долларов, в то время как в 1999 году - 2,5 млрд долларов. Мы достигли стадии, когда внутренний спрос, инвестиционный и потребительский, стал локомотивом дальнейшего экономического роста.
Но долгосрочная проблема не решена. Экспорт по-прежнему абсолютно не диверсифицирован. Налицо парадокс: внутренняя экономика диверсифицируется, меняется структура экономики, а структура экспорта остается неизменной. Примерно 85% доходов от экспорта - поступления от экспорта нефти, газа, металла и химии. За 15 лет ничего не поменялось.