На сегодняшний день сотрудники "Газпрома" помимо фиксированного оклада получают премии по итогам года, к юбилейным датам и за выполнение отдельных заданий. Но это не устраивает руководство концерна, и оно много лет безуспешно бьется за введение системы бонусов и опционов по западному образцу.
В начале 2005 года совету директоров предлагалось выделить на трехлетнюю опционную программу для топ-менеджеров 0,025-0,06% акций "Газпрома" общей стоимостью от 17,1-41,1 миллиона долларов, то есть по цене 2,86 доллара за акцию, - по этой цене участники опционной программы могли бы выкупить бумаги в 2008 году. Но тогда чиновники сочли запросы "Газпрома" нескромными.
С тех пор акции "Газпрома" подорожали втрое, но и предложения компании изменились. В четверг совет директоров рассмотрит новую систему материального стимулирования руководителей, которая включает и целевой ежегодный годовой бонус от 60% до 100% годовой зарплаты.
Что касается опционов на покупку акций компании, то запросы концерна выросли. Теперь компания просит права продать своим менеджерам 0,02% акций. Во вторник 26 апреля в рыночная цена этих акций на бирже РТС составил 49,15 миллиона долларов, но сам "Газпром" оценил его в 55,7 миллиона долларов.
Эти акции предлагается распределить между 76 топ-менеджерами "Газпрома" - Алексеем Миллером, его заместителями, членами правления, начальниками департаментов и гендиректорами дочерних компаний (кроме "Сибнефти").
Согласно предложению компании топ-менеджер может выкупить акции по 8,8 доллара за бумагу, а для оплаты этого приобретения "Газпром" выделит ему трехлетний процентный заем под залог этих акций. Лишь после возврата займа менеджер сможет распоряжаться бумагами - в частности, продать часть акций опять своей компании "Газпрому", но уже по их рыночной цене. А если акции к тому моменту подешевеют, топ-менеджер сможет продать компании свои бумаги по начальной цене. То есть, в любом случае, как бы ни работала компания, и как бы ни изменялась цена ее акций, менеджер не проиграет.
Количество акций для каждого руководителя рассчитывается на базе его годовой зарплаты. Так, Миллер может выкупить через три года акций "Газпрома" на 2,8 миллиона долларов, что равно двум его годовым зарплатам. Поскольку ничто не мешает Миллеру получить бонус в виде годовой зарплаты, то покупка акций к тому же на таких выгодных кредитных условиях не должна показаться главе "Газпрома" обременительной. Тем более, что сейчас в собственности у Алексея Миллера находится акций "Газпрома" всего на 664 доллара.
Каждый из девяти его заместителей, говорится в документе, сможет выкупить акций на 1,05 миллиона долларов - это полторы их годовых зарплаты. Члены правления и гендиректора "дочек" получат опционы стоимостью 750 тысяч долларов - полторы годовых зарплаты, а начальники департаментов и советники председателя правления – опционы на покупку акций на 400 тысяч долларов. Это их годовая зарплата.
У некоторых топ-менеджеров "Газпрома" и без опционов есть значительные пакеты акций компании. Зампредам правления Александру Рязанову и Александру Ананенкову принадлежат акции "Газпрома" на сумму в 12,63 миллиона долларов и 17,44 миллиона долларов, соответственно.
Как пишет газета "Ведомости", чиновники, близкие к совету директоров "Газпрома", считают запросы руководства монополии высокими. Топ-менеджеры компнаии уже неплохо зарабатывают благодаря участию в советах директоров "дочек". Так, в декабре 2005 года Газпромбанк решил выплатить девяти членам совета директоров бонусы на 19,6 миллиона долларов. Миллер должен был получить 3 миллиона долларов, а его заместители и члены правления - 1-2 миллиона. А вознаграждение пятерых директоров "Нортгаза" должно достигнуть 7 миллионов долларов.
Впрочем, аналитики считают зарплатные ожидания менеджмента "Газпрома" вполне обоснованными. Руководители зарубежных компаний, сопоставимых по размеру с "Газпромом", получают значительно больше. В 2005 году председатель совета директоров и гендиректор ExxonMobil Ли Рэймонд получил 4 миллиона долларов зарплаты и бонусы на 4,9 миллиона долларов. Зарплата президента Рекса Тиллерсона составила 1,2 миллиона долларов, а бонусы - 1,3 миллиона долларов. Каждому из них принадлежат акции компании на 32 миллиона долларов.
Председатель совета директоров BP Джон Браун в 2005 году получил 2,6 милиона долларов зарплаты и 3 миллиона долларов бонусов. Его пакет акций ВР оценивается в 5,5 миллиона долларов. Президент Royal Dutch/Shell Йерун ван дер Веер получил вознаграждение на 4,3 миллиона долларов, а управляющий директор Малкольм Бриндед - 2,4 миллиона долларов.