Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года, что фактически ведет к увеличению налога.
Предложения министерства позволят дополнительно получить в бюджет 600 млрд рублей в 2016 году за счет прибыли нефтяных компаний. Таким образом должна решиться проблема бюджетного дефицита. Предложения вызвали шквал критики со стороны нефтяных компаний и профильных ведомств.
Другой источник агентства рассказал, что если раньше основу дополнительного фискального сбора Минфин видел в НДПИ, то сейчас прорабатывается вариант увеличения доходов от экспортной пошлины. Источники озвучили два возможных сценария: пересчет пошлины по аналогии с НДПИ или замораживание ее уровня.
Руководители "Роснефти", "Лукойла", "Газпромнефти", "Сургутнефтегаза", "Башнефти", "Зарубежнефти" и Независимой нефтяной компании обратились с письмом на имя президента Владимира Путина, предупредив о возможном дефолте ряда нефтяных компаний, а также сокращении доли России в мировой торговле нефтью.
"Минфин России предлагает новые меры, реализация которых наряду с международными санкциями приведет к снижению конкурентоспособности нефтяной отрасли в целом и потере доли поставок российской нефти на мировых энергетических рынках", - говорится в письме нефтяников.
Они предупредили, что повышение налога приведет к увеличению долговой нагрузки всех нефтяных компаний и нарушению ковенант, что может, в свою очередь, повлечь дефолт и банкротство ряда компаний из-за требований досрочного погашения долга.
По мнению руководителей нефтяных компаний, рост стоимости сырья приведет к убыточности нефтеперерабатывающих заводов, дефициту нефтепродуктов и росту цен на бензин в ряде регионов, включая Дальний Восток. Еще одним последствием может стать исчезновение 1 млн рабочих мест в топливно-энергетическом комплексе и смежных отраслях.
По подсчетам нефтяников, снижение инвестиций в результате инициативы Минфина составит 2 трлн рублей в 2016-18 годах, а падение добычи - до 100 млн тонн.
Нефтекомпании также неоднократно указывали на возможность повышения НДПИ на газ в качестве источника дополнительного дохода для бюджета, однако министр финансов Антон Силуанов в своем выступлении 23 сентября заявил, что снижение тарифов на газ предпочтительнее повышения налога на отрасль.
Предложение Министерства финансов по повышению НДПИ также подверглось критике со стороны многих членов правительства, включая профильного вице-премьера Аркадия Дворковича и министра энергетики Александра Новака.
Нефтегазовые доходы, в основном НДПИ и пошлина на экспорт нефти, составляют около половины доходов федерального бюджета. Правительство должно найти источники финансирования социальных обязательств в условиях падения цен на нефть и стагнирующей экономики до 25 октября, когда проект бюджета на 2016 год будет внесен в Госдуму.