Поправки ФСНП касаются содержания 199-й статьи Уголовного кодекса РФ. В настоящее время, как неоднократно отмечали законодатели, в ней преступное уклонение от уплаты налогов трактуется крайне широко: карается включение в декларацию искаженных данных, предоставление недостоверной информации об объектах налогообложения, а также уклонение от уплаты "иным образом". "Понятно, что под это может подпадать абсолютно все. И этим очень часто пользуются недобросовестные работники правоохранительных органов", - сказал "ГаЗеТе" председатель думского экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства адвокат Андрей Макаров.
Год назад группа депутатов во главе с Георгием Боосом внесла в Думу новую редакцию статей 198 и 199 УК. Этот законопроект был поддержан: комитет по законодательству рекомендовал палате принять его в первом чтении, а совет Думы включил его в проект работы палаты. Спустя несколько месяцев комитет по законодательству принял к рассмотрению другой законопроект, который по тому же поводу подготовила налоговая полиция. В этом документе содержатся поправки, которые радикально меняют отношения следователя и налогоплательщика.
К примеру, ФСНП предлагает считать преступлением уклонение от налогов только "с целью обмана налоговых органов". Юристы положительно оценили тот факт, что поправки, предложенные ФСНП, вводят конкретный признак преступления - обман налоговых органов. Однако Макаров уверен, что формулировку "обман налоговых органов" можно использовать и по-другому. Например, для возбуждения уголовного дела достаточно предположения налоговой полиции об ее обмане налогоплательщиком.
Спорным эксперты называют и предложение налоговых полицейских ввести конфискацию личного имущества руководителей тех организаций, которые недоплатили государству сумму свыше 5000 МРОТ (2 млн. 250 тыс. рублей, или 72 тыс. долларов). "Предприниматели должны сознавать: лучше заплатить налоги, чем потом сидеть в тюрьме и имущество потерять", - объясняет свою позицию глава ФСНП Михаил Фрадков.
Между тем налоговые платежи любой из крупнейших компаний - таких как "Газпром", РАО "ЕЭС России", российских нефтяных гигантов - измеряются десятками миллиардов рублей ежегодно. Для них "потеря" 2,2 млн. рублей может быть следствием бухгалтерской неточности, считает издание. Юристы же указывают на то, что у налоговиков и без того достаточно способов воздействовать на нерадивых налогоплательщиков: можно начислить пеню, принудительно взыскать налог со счета, инициировать процедуру банкротства. "Любой человек, который уклонился от уплаты налогов на сумму больше 200 МРОТ (90 тыс. рублей), может попасть за решетку", - говорят они. Депутатский законопроект поднимает этот порог до 500 МРОТ (225 тыс. рублей), но налоговые полицейские с этим не согласны. По словам сотрудника правового управления ФСНП, это "сократит возможности для привлечения нарушителей к ответственности".
Следующая поправка ФСНП касается оговорки о "деятельном раскаянии". Сейчас большая часть дел о неуплате закрывается, не доходя до суда. Происходит это из-за оговорки, благодаря которой предприниматель платит сумму, которую с него требуют налоговики, в обмен на закрытие уголовного дела. Теперь глава ФСНП Михаил Фрадков говорит, что его "не устраивает возбуждение пустых дел, чтобы напугать, изъять и заставить заплатить", и что "ненормально, если жулик, совершив преступление и раскаявшись, избежал ответственности". Одновременно глава ФСНП заявил, что его "не беспокоит, что сумма возмещения по "деятельному раскаянию" уменьшится, ведь параллельно усиливается правоохранительная работа.
Но предприниматели опасаются, что с отменой законной практики "деятельного раскаяния" она не прекратится, а вот откупиться от следователя с учетом нового порога возбуждения уголовных дел, предлагаемого ФСНП, будет стоить гораздо дороже.
Принципиальные различия между депутатским и правительственным законопроектом на этой неделе обсудит Совет Думы. Он должен определить, какой из законопроектов все-таки будет рассматривать палата.