Руководство "Роснефти" говорило об интересе к "Башнефти" и "Лукойлу" на встречах с инвестбанкирами и консультантами еще до покупки ТНК-BP, за которую госкомпания в марте заплатила 44,38 млрд долларов и 12,84% собственных акций. Участники тех встреч утверждают, что по мнению президента "Роснефти" Игоря Сечина, эти две компании "неправильно" работают в отличие от "Сургутнефтегаза".
"Башнефть" в прошлом году завершила переход на единую акцию, а на днях АФК отказалось от идеи ее объединения с "Русснефтью": "Система" продает 49% этой компании структурам, близким к Михаилу Гуцериеву.
Зато "Башнефть" владеет одними из самых современных НПЗ в России, соотношение переработки и добычи у нее составляет 1,33, а у "Роснефти", как у большинства российский компаний, лишь 0,53.
К тому же на прошлой неделе в ходе Петербургского экономического форума "Роснефть" заключила с китайской CNPC беспрецедентный контракт на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет (14,6 млн т ежегодно), что увеличивает экспорт в эту страну почти вдвое.
Поэтому "Роснефть" может быть заинтересована в расширении своей ресурсной базы, особенно за счет принадлежащих "Башнефти" месторождений Требса и Титова, считают эксперты издания. Соглашение с CNPC позволяет "Роснефти" не беспокоиться о финансировании будущих приобретений - оно предполагает предоплату на сумму более 65 млрд долларов, которые госкомпания вряд ли направит целиком на погашение своих долгов (около 70 млрд долларов на I квартал).
Если Сечин захочет купить какую-либо нефтяную компанию, то у него будет достаточно аргументов, чтобы убедить собственников ее продать, отмечает управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева. Другое дело, что было бы целесообразнее сначала завершить интеграцию с ТНК-BP, прежде чем начинать новые сделки, предупреждает она.