Гельмут Кинер со своими хедж-фондами K1 (K1 Global, K1 Invest) на протяжении нескольких лет обещал сказочные барыши. И многих сумел убедить: на его совести более 5 тысяч обманутых вкладчиков и два крупных банка. Для Германии это случай чрезвычайно редкий. Аферу несколько большего масштаба организовал только Дитер Брайткройц, основатель Phoenix Kapitaldienst. В 2004 году он погиб в авиакатастрофе - еще до того, как мыльный пузырь лопнул.
Вынося приговор Кинеру, судья Фолькер Циммерман признал доказанным факт присвоения путем обмана более 300 млн.евро. «Мини-Мэдофф за 8 случаев мошенничества, 86 случаев подделок документов и уклонение от уплаты налогов осужден на 10 лет и 8 месяцев тюрьмы. Это несколько меньше требований обвинения, настаивавшего на 13 годах лишения свободы.
Судья учел, что Кинерс признал свою вину, и то, что он прежде не был судим. Отягчающим вину обстоятельством суд счел целеустремленность преступника: оказавшись в 2001 году под подозрением экспертов федерального управления финансового надзора, формально он перевел свои дела на британские Виргинские острова.
Кинер сулил 829% прибыли за десять лет, с самого начала зная, что шансы на прибыль равны нулю. Среди его жертв оказались не только частные инвесторы, но и крупные финансовые институты - британский Barclays Capital и французский BNP Paribas. Во многом благодаря доверчивости этих банков Хельмуту Кинеру и удалось добиться такого размаха: вложив 147 млн. евро, банки упаковали паевые фонды в сертификаты.
Чтобы у инвесторов не возникло подозрений, Кинер регулярно подделывал банковские документы. Для выплаты дивидендов он использовал деньги новых вкладчиков - классическая финансовая пирамида, которая рухнула в октябре 2009-го на седьмой год своего существования.
За решеткой оказался и бухгалтер Кинера, пытавшийся поначалу выдать себя за жертву. Ему предстоит без малого 4 года тюрьмы.
При задержании у Гельмута Кинера конфисковано 2,5 млн евро. Сейчас, по словам осужденного, у него нет ничего, а если б и было, то "начал бы искупать свою вину перед страждущими". "Хочу жить в мире с миром и с собой", - заявил Гельмут Кинер журналистам после суда. Есть подозрения, что часть средств он все же где-то спрятал. Называются и более-менее конкретные суммы - около 100 млн евро.