С 2009 года Астана ведет спор с иностранным консорциумом, ведущим добычу на гигантском нефтегазоконденсатном месторождении Карачаганак. Власти стремятся получить долю в проекте, где операторами выступают британская BG и итальянская Eni, доля каждой составляет 32,5%. Еще 20% принадлежит американской Chevron, 15% - российскому "Лукойлу", сообщает Reuters.
В 2008 году Астана после четырех лет спора потеснила иностранцев и удвоила свою долю до 16,81% в другом гигантском нефтяном проекте - Кашаган. В начале марта 2011 года президент Нурсултан Назарбаев подписал поправки в закон о госимуществе.
Власти богатой нефтью страны в начале 1990-х, не имея собственных средств, привлекали иностранных инвесторов в нефтяную отрасль выгодными условиями. Став на фоне роста мировых цен на сырье крупнейшей экономикой Центральной Азии, Астана стала планомерно усиливать госконтроль в отрасли.
В последние годы чиновники всегда избегали термина "национализация", предпочитая говорить о "восстановлении баланса интересов" с крупнейшими иностранными нефтекомпаниями, но теперь термин узаконен.
"Национализация - это процесс изъятия имущества, который используется только в чрезвычайных случаях, когда все другие формы изъятия или согласования с собственниками имущества исчерпаны", - объяснила министр.
Айтжанова сказала, что принятие закона, регулирующего национализацию не связано прямо со спором вокруг Карачаганака. По словам министра, власти могут прибегнуть к национализации только в случае возникновения "угрозы национальной безопасности" страны.
В законе оговорено, что государство выплатит рыночную единовременную компенсацию в течение двух месяцев после подписания акта о национализации.