Сейчас удельный вес вооружений и военного обмундирования составляет 4% экспорта Сербии. По словам министра экономики Младана Динкича, "военная промышленность развивается хорошо, несмотря на кризис, и даже набирает обороты".
Речь, в частности, идет о таких компаниях, как Zastava Arms, производящей артиллерийские установки, и Utva Aicraft, которая специализируется на выпуске учебных боевых самолетов. Внешнеторговая компания Yugoimport-SDPR, обслуживающая шесть государственных военных заводов, начала заключать крупные сделки, сопоставимые по объему с лучшими временами для сербских торговцев оружием, пришедшимися на конец восьмидесятых годов.
Министр обороны Драган Сутанавац утверждает, что в 2009 году Сербия по объему продаж вооружений достигла аналогичного показателя союзного Югославского государства в 1989 году. Министр считает это большим достижением, но говорит, что Белград имеет в данной области более амбициозные цели.
Издание напоминает, что социалистическая Югославия успешно вела прибыльную торговлю оружием. Хитом продаж был югославский танк М-84, модифицированный советский Т-72, на который югославы установили более мощный двигатель.
Этот танк находился на вооружении кувейтской армии в момент вторжения в эту страну войск Саддама Хусейна. Армия Саддама также являлась крупным клиентом Югославии: во время ирано-иракской войны Багдад получил из Белграда оружия почти на 2 миллиарда долларов.
Но танк М-84 не пережил гражданской войны в самой Югославии, поскольку ключевые компоненты производились, в том числе, в Боснии и Черногории, а финальная сборка - в Хорватии. Нынешнее поколение сербских торговцев оружием мечтает возродить производство М-84 в Сербии.
В настоящее время одним из самых перспективных клиентов Сербии является Ирак, куда Югославия поставляла оружие еще при Тито. Туда ушла треть оружейного экспорта сербов в прошлом году. Для возобновления былой дружбы в Белграде даже возродили курсы подготовки военных летчиков и медиков, на которых учатся иракцы. Обсуждается вопрос о том, что Сербия может поставить в Багдад партию истребителей взамен эскадрильи советских МиГов, которые были отправлены Саддамом Хусейном на ремонт в Югославию, но во время последовавшей гражданской войны следы самолетов затерялись.
Любопытно, что давние связи Сербии с Ближним Востоком не ограничиваются военной сферой. 60 тысяч югославских гастарбайтеров в свое время трудились в Ираке на строительстве дорог, мостов и линий ЛЭП. По словам министра обороны Сербии, его отец в восьмидесятые годы работал строительным рабочим в Ираке.
Политически сербов и иракцев роднит то обстоятельство, что в 90-е годы режимы обеих стран провели длительное время в международной изоляции, в положении изгоев, испытывая на себе санкции Запада. Здание министерства обороны в Белграде до сих пор сохраняет следы пожара от бомбежек, которым самолеты НАТО подвергали сербскую столицу в 1999 году.