Эксперты давно утверждают, что жесткость российского ТК в отношении забастовок лишь увеличивает напряженность при проведении реальных акций протеста. При этом шансы на принятие законопроекта по итогам рассмотрения невелики: на законопроект уже дано отрицательное заключение правового управления администрация президента, настаивающей на сохранении жестких норм ТК
Как рассказал один из главных разработчиков документа заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук, сейчас на рассмотрении в правительстве находится законопроект, нацеленный на совершенствование регулирования социального партнерства в России и приведение его в соответствие с решениями Международной организации труда (МОТ).
Речь, в частности, идет о либерализации регулирования деятельности в России профсоюзов и организации забастовок. "Одна из жалоб, направленных в МОТ (по проблемам забастовок в России), касалась непосредственно нашего профсоюза. Поэтому мы и выступили с инициативой изменения законодательства", - рассказал Ковальчук.
Законопроекта готовился для трехсторонней комиссии полгода назад. Ученые обратили внимание "на явно ненормальную ситуацию в правовом регулировании и практике трудовых конфликтов" в связи с всплеском их активности (забастовки на Ford Motors, "АвтоВАЗе", "Невских порогах", Heineken, "Сургутнефтегазе", "УАЗ-СУАЛе", "Михайловскцементе").
Вскоре после обращение социологов был создан экспертный совет при Роструде для консультаций при подготовке поправок. Андрей Селиванов, заместитель главы Роструда, курирующий блок социального партнерства, отмечает, что законодательство о трудовых спорах "крайне несовершенно", в нем "масса неурегулированных вопросов", и это мешает росту производительности труда. "Акции протеста наносят большой экономический ущерб, особенно в рамках холдингов", - подтверждает он наличие проблемы.
Обновлением профсоюзы намерены расширить свои права
В пояснительной записке к законопроекту констатируется, что "действующее законодательство предоставляет монопольное право" на представление интересов работников профсоюзам наибольшей численности.
Также закон устанавливает "неоправданно высокие ограничения права на проведение коллективного трудового спора и на забастовку" (ст. 399, 410 ТК). Все это "не соответствует международным трудовым стандартам, гарантирующим соблюдение принципов полномочности сторон и учета их интересов, а также основным принципам социального партнерства".
В документе предлагается, что при наличии на предприятии двух и более профсоюзов и отсутствии между ними договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров (сегодня его создание обязательно) каждому из профсоюзов предоставляется право самостоятельно вести переговоры и заключать соответствующие соглашения.
Также в законопроекте корректируется норма, регулирующая право выдвижения требований по коллективному трудовому спору. Профсоюзам дано право самостоятельно выдвигать требования без необходимости обязательного их утверждения на общем собрании (конференции) работников всей организации.
Такое же право дано профсоюзам и в отношении объявления забастовки. В соответствии с рекомендациями МОТ, снижен предел кворума для принятия решений о проведении коллективных трудовых споров и забастовок.
По словам председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, "шансы изменения законодательства хорошие". "Легальная процедура проведения забастовки сегодня такова, что для представителей работников, профсоюзов, крайне сложно как законно войти в нее, так и выйти", - отмечает он. Однако, если законодательство не будет принято, "возрастающие протесты будут проходить с нарушением закона".
ФНПР опровергает: такого законопроекта не готовится
Появившиеся в СМИ утверждения о разработке и рассмотрении законопроекта, упрощающего процедуру проведения забастовок, являются блефом, утверждает заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), председатель Комиссии Общественной палаты РФ по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Олег Нетеребский.
"Таких законопроектов нет. То, что некоторые профсоюзы, не входящие в систему ФНПР, активно что-то предлагали, это блеф, чистой воды блеф. То, что сейчас выдается, что такой законопроект есть, который разрешит процедуру коллективного трудового спора, это абсурд", - заявил Нетеребский "Интерфаксу" в понедельник.
По его словам, существует законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части приведения норм трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствии с решениями Международной организации труда. "Комплекс вопросов по регулированию трудовых споров там не расписан", - подчеркнул зампред ФНПР.
Вместе с тем он признал определенную "зажатость" российского законодательства в части проведения забастовок. "Кончено, это есть на самом деле", - сказал Нетребский. "У нас по официальной статистике наблюдается сокращение числа забастовок. На самом деле протестное настроение не уменьшается", - заявил он.
"Как Шмаков (глава ФНПР Михаил Шмаков) говорит, у нас зажатое законодательство, а я бы сказал даже больше, там (в законодательстве) есть ряд тупиковых моментов, когда коллективный трудовой спор вообще невозможно провести", - отметил Нетеребский.
Согласно законодательству, работники должны проинформировать своего работодателя о забастовке за 10 дней до ее начала. Кроме того, с работодателем и с органами местного самоуправления должен быть согласовать перечень минимума работ. Однако, по словам Нетеребского, шансы на согласование фактически равны нулю, поскольку "у работодателя интерес один - его (перечень минимума работ) расширить максимально, а интерес работников - его сократить".
В соответствии с законодательством, если стороны не договорились, определение перечня передается субъекту Федерации. Если же и в этом случае решение не принято, то вопрос может решаться в судебном порядке, на что, как отмечает Нетеребский, уходят месяцы. "Не дожидаясь этого, работники начинают забастовку, которая потом признается незаконной, потому что перечень минимума работ не был согласован", - заключил зампред ФНПР.