"Я считаю почти неизбежным влияние потрясений на финансовых рынках на реальную экономику, - заявил Сорос в интервью телеканалу Bloomberg, находясь в Давосе на Всемирном экономическом форуме. - Я не ожидаю рецессии в мировой экономике".
Федеральная резервная система, резко снизившая базовую процентную ставку 22 января, действует правильно, однако недостаточно быстро, считает Сорос.
"Я думаю, ФРС значительно отстает от событий, просто реагируя на них, а она должна их упреждать", - сказал он. При этом основную вину финансист возлагает на бывшего главу ФРС Алана Гринспена. "Алан Гринспен действовал неверно, слишком долго сохраняя ставку на низком уровне и не принимая во внимание угрозы на жилищном рынке", - заявил магнат.
Вердикт Сороса: доллар исчерпал себя в роли резервной валюты (по данным МВФ, доля доллара в мировых валютных резервах упала в III квартале 2007 года до рекордно низких 63,8%), а регуляторы мировой финансовой системы не справились со своей ролью, пишут "Ведомости".
Глобализация позволила США абсорбировать сбережения остального мира и потреблять больше, чем производить. Финансовые рынки поощряли потребителей к займам, вводя все более сложные инструменты. Власти помогали процессу, вмешиваясь каждый раз, когда мировой финансовой системе грозила опасность, объясняет Сорос.
С 1980-х годов регулирование становилось все мягче и со временем, по сути, прекратилось. Послевоенный супербум вышел из-под контроля, когда новые инструменты стали настолько сложными, что власти больше не могли оценивать их риски и начали полагаться на оценки, разработанные в самих банках. И все, что могло пойти не так, пошло не так.
Последствия американского кризиса настигнут развивающиеся экономики спустя некоторое время, возможно, когда США уже начнут из него выходить. В эпоху открытых рынков, когда 95% средств свободно перетекают из одного рынка на другой, кризис в стране, на которую приходится 20% мировой экономики, не останется незамеченным.