В марте 2020 года в ликвидной части ФНБ было накоплено 150 млрд долларов, однако после покупки правительством доли Сбербанка у ЦБ РФ в начале апреля она должна снизиться примерно до 120 млрд долларов, подсчитали в банке.
"При цене Urals в 15 долларов за баррель покрытия дефицита нефтяных доходов хватит на срок чуть более двух лет", - пояснили эксперты банка Петр Сидоров и Кристиан Ветошка. Они добавили, что при цене Urals на уровне 30 долларов средств хватило бы на шесть лет.
В целом фискальные буферы России достаточны для временного нефтяного шока, считают эксперты банка. Однако в совокупности с внутренним экономическим ущербом, вызванным распространением коронавирусной инфекции, фискальное пространство (резерв бюджета правительства, который может быть использован в определенных целях без ущерба для стабильности экономики) будет значительно сокращено, особенно если цены на нефть продемонстрируют медленное восстановление, добавили эксперты банка.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя выводы Deutsche Bank, заявил, что рано делать какие-либо долгосрочные прогнозы относительно перспектив российской экономики. "Сейчас все подсчеты, все прогнозы на следующие два года нужно воспринимать с огромным допуском. Существуют такие расчеты, существуют другие расчеты - два года, четыре года, шесть лет и так далее. Их нужно воспринимать с большим допуском", - сказал Песков.
По его словам, "сейчас очень сложно делать прогнозы, и этим объясняется иногда их диаметральная противоположность".
На вопрос, есть ли у Кремля свои собственные расчеты, на которые он опирается при планировании, Песков сказал: "Расчеты есть у наших профильных ведомств, которые известны Кремлю, и они тоже варьируются". На вопрос, из каких расчетов исходит Кремль, Песков вновь подчеркнул: "Сейчас невозможно долгосрочно планировать". Его слова приводит "Интерфакс".
Глава Сбербанка России Герман Греф 21 апреля в видео-интервью на Сбербанк TV заявил, что средств ФНБ при нынешней экономической ситуации хватит на несколько лет без снижения объема бюджета. "Государство сможет выполнять при этих запасах все свои обязательства", - заверил он. По словам Грефа, Россия может потратить до 10% своего ВВП на меры по преодолению кризиса.
При этом Герман Греф считает, что у России нет возможностей для того, чтобы в период кризиса оказывать масштабную финансовую помощь населению. "Здесь как в том анекдоте: назовите три причины, почему следует отступить? Причина первая: у нас нет снарядов. Вот так же и здесь: у нас нет такого количества снарядов", - так глава Сбербанка объяснил, почему российские власти не готовы раздавать гражданам деньги.
Эту же позицию разделяет и председатель правления государственного банка "Открытие" Михаил Задорнов. По его мнению, Россия после 20 лет высоких цен на нефть остается слишком бедна для подобной "расточительности". "Так только богатые страны могут [поступать]. И то они обсуждают. В Финляндии отклонили закон, швейцарцы отклонили закон по так называемому безусловному базовому доходу", - объяснил банкир. Его слова приводила Русская служба BBC.
Против финансовой помощи населению выступил и мэр Москвы Сергей Собянин, заявивший, что в таком случае "бюджеты треснут". А в начале апреля Владимир Путин потребовал от правительства "не палить" резервы. Об этом писал The Bell со ссылкой на источник в федеральных органах власти.
По оценкам министра финансов РФ Антона Силуанова, Минфин в 2020 году потратит на поддержку российской экономики около 2 трлн рублей из ФНБ. Объем средств, направленных на сдерживание распространения коронавируса и сглаживание последствий пандемии для экономики, составит около 2,8% ВВП, а общий объем фискальной поддержки населения, отдельных отраслей и сфер деятельности российской экономики оценивается более чем в 6,5% ВВП, отметил министр.
Между тем аналитики Альфа-банка оценивают прямую поддержку российской экономики со стороны властей всего в 0,3% ВВП. Остальная часть анонсированного пакета помощи - это кредитные и налоговые каникулы, а также государственные гарантии для разных секторов экономики, подчеркивают аналитики. В докладе также отмечалось, что пакет поддержки российского правительства уступает пакетам других стран. В отличие от опыта 2008 года, когда Россия выделила в рамках различных программ 5,2% ВВП и "была в числе стран, предоставивших самые крупные пакеты поддержки", сейчас размер стимулов аналитиков "не впечатляет", приводит выводы аналитиков Forbes. Для сравнения авторы доклада указали: США предоставили экономике примерно 11% ВВП в рамках различных пакетов поддержки; пакет мер Германии эквивалентен 4,9% ВВП; Россия же "отстает и от некоторых латиноамериканских стран", в том числе от Бразилии и Чили, а также от Саудовской Аравии.
По данным Минфина РФ, объем Фонда национального благосостояния в марте 2020 года вырос на 4,6 трлн рублей и на 1 апреля превысил 12,85 трлн рублей.
21 апреля стоимость российской нефти сорта Urals в северо-западной Европе снизилась до 11,59 доллара. Это стало минимальным значением с марта 1999 года, когда цена опускалась до 11,74 доллара.
Российская нефть продемонстрировала спад на фоне нефтяного шока, когда стоимость майских фьючерсов WTI на нью-йоркской бирже Nymex 20 апреля, накануне истечения срока действия этих контрактов, стала отрицательной. Доплата за отгрузку майских объемов объясняется отсутствием резервуаров для хранения нефти в Кушинге (Оклахома) - центре ценообразования на рынке WTI.
В свою очередь, стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июне 2020 года в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне 22 апреля снижалась до $15,98 за баррель. В последний раз нефть сорта Brent находилась ниже $16 за баррель в июне 1999 года.