Два автомобиля, две квартиры, сбережения от 0,5 млн рублей - вот портрет богатой семьи, думают россияне. Это говорит о скудости потребительского воображения, рассказала на мероприятии руководитель отдела изучения уровня жизни "Левада-Центра" Марина Красильникова. Население не готово экономить и сберегать, чтобы купить, например, второй автомобиль: люди не могут и не хотят выбраться за рамки структуры потребления бедных.
Одна из причин - высокая инфляция, из-за которой даже быстрый рост доходов не привел к структурным сдвигам в потреблении, считает Красильникова. Вторая причина - отсутствие потребительских образцов. Ступень между массовым слоем потребителей и более обеспеченным, на который можно было бы ориентироваться, слишком высока.
У слишком большого неравенства - институциональные причины: считается, что оно является драйвером развития в том случае, когда трансформируется в сбережения, сбережения - в инвестиции, а инвестиции - в рабочие места, говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, мнение которой также приводят "Ведомости". Однако в России этого не происходит.
О плохом состоянии общественных институтов свидетельствуют сокращение предпринимательской активности и сокращение доходов от собственности, часть которых, видимо, переместилась за пределы страны, полагают эксперты.
Потребительское поведение было бы более рациональным, если бы не дефицит доверия - оно удлиняет горизонт планирования, ведет к росту накоплений и сбережений. Но россиянин недоверчив, и этот ресурс не становится дополнительным экономическим ресурсом для сбережений и инвестиций, приводят "Ведомости" слова на экспертов.
Россиянин не только недоверчив. По данным социологов, у половины граждан зона контроля и ответственности ограничена в лучшем случае семьей и трудовым коллективом. У обеспеченных ощущение ответственности больше, но оно может быстро схлопнуться: как показали кризис 2009 года и присоединение Крыма, в любой непонятной ситуации даже самые обеспеченные демонстрируют патерналистские настроения, устремляясь под крыло государства, которое, со своей стороны, только поощряет патерналистскую модель социального поведения.