Комитет принял решение "до конца недели оптимизировать" расходы бюджета-2002. За красивым словом "оптимизировать" стоит попытка найти наиболее безболезненные формы его секвестра, считает газета.
Депутаты в связи с этим хотят защитить социальную направленность бюджета. Схему, впрочем, предложили не они, а министр финансов Алексей Кудрин. В случае падения цен на нефть правительство отказывается от формирования финансового резерва. Если резерв оказывается недостаточным, в ход идет перенос сроков начала финансирования, причем первыми переносятся не социально ориентированные расходы. "Коммерсант" считает, что соответствующие статьи расходов фактически наполовину уже секвестрированы: если нефть упадет так, что доходов не наберется и к концу года, расходов так и не будет.
Председатель бюджетного комитета Александр Жуков поясняет, что в бюджет будет внесена поправка о том, что если доходов будет меньше, то в первую очередь не будет формироваться финансовый резерв. Если недопоступление доходов будет больше чем 110 млрд. руб., запланированных на финансовый резерв, то надо составить перечень расходов, финансирование которых будет приостанавливаться до того момента, пока доходы не будут поступать в нужном объеме.
Итак, пугающее слово "секвестр" в Думе уже сказано. Правительство со своей стороны принимает меры, чтобы его отодвинуть. Для этого внесены поправки в закон о бюджете этого года, предусматривающие раздел допдоходов. Смысл в том, чтобы из допдоходов этого года сделать финансовый резерв для будущего года и отчасти сгладить пик платежей по внешнему долгу, приходящийся на 2003 год.
Итог манипуляций правительства, по оценке советника президента Андрея Илларионова (журналисты за точность прогнозов окрестили его "финансовым оракулом"), может быть таким: Россия уже в этом году выплатит по внешним долгам 17 млрд. долл., из которых 2 млрд. √ в счет 2003 года. Тем самым пик платежей, приходящийся на 2003 год, будет несколько сглажен, на него придется привычная по 2001 году сумма в 17 млрд. долл.