"Падение объемов взаимной торговли - 12,6%. <...> За годы существования Таможенного союза год к году мы росли темпами плюс 25%, плюс 37%, плюс 9%, опережая не только торговлю с третьими странами, но и в целом темпы мировой торговли. Конечно, вот эта сформированная база была очень серьезной, и сегодня мы можем говорить о некой коррекции", - отметил он в своем выступлении.
По мнению Слепнева, в функционировании Таможенного союза (ТС) необходимо выделять два эффекта: быстрый и системный. Первый из этих эффектов, по мнению министра, уже исчерпан.
"Это, кстати говоря, показывает, насколько важны и насколько сложны таможенные барьеры", - отметил он.
"Сегодня мы уже видим проявление системных эффектов, а именно тех инвестпроектов, которые реализуются в странах-партнерах с ориентацией на общий рынок. Прежде всего, это Казахстан. Мы видим целый ряд позиций, которые растут в разы. Это транспортные средства - там 4-5 раз есть, это железнодорожный подвижной состав - в разы, это электронная техника - в разы, это продукция легпрома", - полагает чиновник из ЕЭК.
В вопросе падения взаимной торговли Слепнев выделил три составляющих. "Первый эффект очевидный - то, что нами предусмотрены форматы торговли по нефти и нефтепродуктам с Казахстаном, взаимные поставки товаров, - это снизило объемы поставок по нефтегазу где-то на 25% и, конечно, повлекло снижение", - заявил он.
Тем не менее, одновременно наблюдается снижение спроса и на инвестиционные товары: на металлы и изделия из них, на машинотехническую продукцию, - что, по мнению министра, свидетельствует об общем падении инвестиционного спроса.
Третий фактор касается обязательств России по ВТО. Благодаря этому снижаются тарифы и по ряду товарных групп наблюдается существенный рост импорта, что влечет за собой "определенные последствия для взаимной торговли".