Ангела Меркель как-то сказала, что Владимир Путин живет в параллельной вселенной. В разгар экономического кризиса, охватившего его страну, возможно, эта альтернативная реальность в глазах российского президента выглядит не так уж плохо, пишет директор программы по России и Евразии Carnegie Endowment for International Peace (Вашингтон) Юджин Рамер в британской газете The Financial Times.
Путин, получивший власть 15 лет назад, может констатировать, что ВВП страны увеличился в шесть раз, а доход на душу населения - в семь раз. Кроме того, "армия восстановлена в достаточной степени, чтобы нагнать страх на Европу, вновь привлечь внимание США и позволить русским испытать чувство гордости", говорится в статье.
Рамер предполагает, что Путин рассчитывает выдержать этот кризис. Цены на нефть восстановятся, Европа устанет от санкций и экономика придет в норму, поясняет автор статьи вероятный ход мысли президента.
"Однако есть одна страна, которая сохраняла стабильность, чья экономика росла, а международный престиж расширялся за последние 15 лет. Это Китай. Но то, чему Путин может научиться у Пекина, - это отнюдь не либерализация внутри страны и не уступки западному давлению за ее пределами", - заключает Рамер.
Владимир Путин готов начать "третью фазу" - самый трудный этап своего долгого пребывания у власти, полагает Эдоардо Нардуцци, автор статьи в газете Il Foglio. Этот "царь", бывший полковник КГБ, подняв Россию после ада, в котором она оказалась в период правления Бориса Ельцина, ныне оказался перед такими вызовами, что вынужден предложить стране модель развития, которая отделит ее экономику от динамики цен на сырье.
"В московских кругах уже несколько месяцев ждут от Путина смены курса, его согласия на перемены, направленные на изменение структуры самого российского ВВП. Именно обилие природного сырья является геном, не позволяющим российской экономике следовать "китайской" траектории роста", - пишет автор.
На этом этапе требуется политический переход, позволяющий начать фазу экономических реформ. Их осуществлению наверняка будет способствовать возвращение в правительство Алексея Кудрина, министра финансов на протяжении 11 лет, полагает автор. Этот технократ нравится международным рынкам. Он может без страха разыграть партию реформ, прекрасно зная, как действует государственная машина. К группе реформаторов автор статьи относит также "экономического советника Путина Сергея Глазьева и ключевую фигуру реформаторской команды - нового управляющего ЦБ Эльвиру Набиуллину".
Британская The Financial Times излагает высказывания Алексея Кудрина, называя их "необычайно прямолинейными для фигуры из истеблишмента".
Газета обращает внимание на то, что Кудрин также призвал Путина сделать все необходимое для улучшения отношений с Западом: "Что касается того, что сейчас должны делать президент и правительство, - самым главным фактором является нормализации отношений России с бизнес-партнерами, прежде всего в Европе, в США и в других странах". Это расходится с вызывающим тоном, который взял Путин во время ежегодной пресс-конференции на прошлой неделе, отмечает автор статьи. По подсчетам Кудрина, роль западных санкций в обесценивании рубля доходит до 40% - это превышает озвученные Путиным 25-30%.
Кудрин также прогнозировал рост недовольства среди населения, который может иметь политический эффект. "Уровень жизни понизится, это будет болезненно. Протестная активность возрастет", - цитирует Кудрина автор статьи, добавляя, что бывший министр финансов отказался давать комментарии по поводу своего возвращения в правительство.
Глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер и верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини твердят в унисон, что банкротство России - не в интересах Европы, пишет обозреватель The Financial Times Вольфганг Мюнхау на страницах Der Spiegel. "Вполне возможно, что европейцы, когда вводили санкции, не отнеслись к ним со всей серьезностью и недооценили последствия, но мы наблюдаем быстрый "процесс обучения", - считает автор.
После того как ЦБР, пытаясь остановить падение рубля, поднял ключевую ставку с 10,5 до головокружительных 17%, курс рубля несколько стабилизировался, "однако со временем маневр со ставкой лишь усугубит ситуацию", уверен экономист. В 1992 году, когда британский ЦБ для стабилизации фунта поднял ставку с 10 до 15%, "затея не удалась", пишет Мюнхау и прогнозирует: "Не сработает это и в России: с такой высокой ключевой ставкой и с упавшей вдвое ценой на нефть российская экономика погрузится в глубокую и долгосрочную рецессию".
До кризиса российская экономика находилась на одном уровне с экономикой Франции - теперь же она опустилась до уровня голландской и приближается к греческой.
"Экономические санкции Запада не являются прямой причиной нынешнего кризиса в России", но "их роль станет более очевидна через год-два", считает Мюнхау. На прошлой неделе Обама подписал закон, позволяющий ему применять санкции против России к третьим сторонам. "Другими словами: если какая-нибудь компания из Германии продаст в Россию что-то, что находится в американском санкционном списке, американский филиал этой компании будет оштрафован". Немецкие банки уже начинают осторожничать, тщательно проверяя всех клиентов, берущих крупные кредиты, на наличие у них прямых или непрямых связей с Россией.
"Даже если политикам вроде Штайнмайера или Могерини удастся отменить европейские санкции против России, значительного эффекта не будет, так как американские санкции все равно останутся в силе", - делает вывод автор. "В 2015 году Россия не обанкротится, поскольку ее валютные запасы составляют 400 млрд долларов, - подытоживает эксперт. - Однако они постепенно тают, и, если цена на нефть останется на нынешнем низком уровне, банкротство вполне может произойти через пару лет".
"Китай протянул России руку помощи, чтобы притормозить спад российской экономики и ограничить для себя его последствия, - пишет в Le Figaro Себастьян Фаллетти. - Пекин предлагает экономическую помощь "по мере своих возможностей", заявил министр иностранных дел Китая Ван И в прошлые выходные".
Предложение китайцев прежде всего должно было успокоить рынки, паникующие из-за спада российской валюты, считает автор. Это - приглашение в адрес Москвы, которая не хочет выпрашивать помощь. "Проблема в том, что русские слишком горды!" - приводит журналист оценку Динга Ифана из Центра исследований по развитию в Пекине.
Однако одна лишь помощь Китая не сможет вытащить Россию из тяжелого положения, цитирует автор редакционную статью китайской англоязычной газеты : "Китай может предоставить капитал, технологии и рынок, но усилия будут иметь ограниченный эффект, если российская экономика продолжит сильно зависеть от экспорта нефти и не будет достаточно диверсифицирована".
Правда, преподавая экономические уроки Москве, Пекин по-прежнему жаждет получать российские углеводороды и другое сырье, замечает автор.