Ситуация с невыплатой зарплат как минимум не улучшается, Генпрокуратура работает все более интенсивно по проверке сообщений о таких нарушениях, подтверждает ее официальный представитель Марина Гриднева.
В сводках Генпрокуратуры за февраль говорилось о возбуждении двух уголовных дел за невыплату зарплаты; в марте - о возбуждении пяти уголовных дел и дисквалификации восьми директоров; в апреле - восемь сообщений о возбуждении уголовных дел, два руководителя предприятий осуждены, шесть - дисквалифицированы. По предоставленным "Ведомостям" данным Роструда, в I квартале 2009 года за задержку зарплат дисквалифицированы 34 руководителя, осужден один руководитель. За 2008 год после проверок оплаты труда возбуждено 23 уголовных дела, осуждено восемь человек, дисквалифицировано 149.
Крупное дело ведет Генпрокуратура в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО): по решению Губкинского райсуда заключен под стражу бывший заместитель гендиректора компании "Северная экспедиция" Сергей Степанов. Его подозревают в невыплате 70 млн рублей зарплаты из корыстной заинтересованности (ч. 1 ст. 145.1). Следствие полагает, что Степанов, исполняя обязанности гендиректора и зная о долгах по зарплате, направил более 100 млн рублей поставщикам. Судебные приставы арестовали имущество компании на такую же сумму в обеспечение интересов работников предприятия.
По словам представителя следственного управления СКП по ЯНАО Ларисы Еропкиной, это первый директор, арестованный в округе за невыплату зарплат, и хотя сейчас появились и другие уголовные дела, дело Степанова беспрецедентно из-за размера невыплаченной зарплаты.
До суда дошли и факты невыплаты зарплаты на простаивающем заводе "Базэлцемент Пикалево". Прокуратура Бокситогорска 15 апреля направила в мировой суд постановление о возбуждении административного иска к гендиректору завода Анатолию Масликову: ему грозит дисквалификация за задолженность по зарплатам в 2009 году в сумме около 17 млн рублей. Масликов пытается изыскать средства, но не все в его силах, говорит прокурор города Федор Пирятинский, это больше проблема акционеров "Базэлцемента".
По словам прокурора, вся наличность, которая появляется на предприятии, идет на зарплату, материалы по Масликову на уголовное дело пока не направлялись. По словам пресс-секретаря "Базэлцемента Пикалево" Светланы Андреевой, сотрудникам предприятия выплачено 37% мартовской зарплаты, долгов за февраль нет.
Наказание для руководителей предприятий зависит от сроков задержки, говорит юрист Дмитрий Кофанов из NS Consulting: если она больше месяца, предусматривается максимум отстранение от работы до трех лет, если свыше двух месяцев - дисквалификация до пяти лет или лишение свободы. Чтобы избежать задержки, руководитель предприятия может остановить производство, сократить рабочее время, но не более чем на полгода, сократить штаты или начать процедуру банкротства.
Предприятие градообразующее, говорит Андреева, увольнения крайне болезненны, о них постоянно идут переговоры дирекции с профсоюзами, гендиректор подписал приказ о приостановлении сокращения 200 работников. Дирекция пытается запустить производство с нулевой рентабельностью.
Главным экономическим регулятором становится прокуратура, возмущается председатель "Деловой России" Борис Титов, вместо экономических ведомств, которые понимают, что при банкротстве предприятий работники вообще ничего не получат и что предпринимателей сейчас надо холить и лелеять.
В марте, по данным Росстата, задолженность по зарплатам выросла на 8,3% до 8,75 млрд рублей. Недополучили зарплаты около 500 тысячам человек.