Руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в интервью "Ведомостям" рассказал о своем отношении к государственному бизнесу и о важнейших сделках РАО ЕЭС
Архив NEWSru.com
Руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в интервью "Ведомостям" рассказал о своем отношении к государственному бизнесу и о важнейших сделках РАО ЕЭС. "Чубайс готов не только убежденно отстаивать либеральные позиции по поводу возврата важнейших отраслей экономики под контроль государства, но и уверенно рассуждать о том, что продажа акций Ren TV и приобретение акций "Силовых машин" — эффективные рыночные сделки", - констатирует газета.

Председатель правления реформируемой энергетической монополии отрицательно относится к усилению роли государства в экономике. "Это ухудшает управляемость и снижает эффективность использования этих активов. Кроме того, страна упустила возможность получить колоссальные инвестиции в развитие реального сектора", - заявил глава РАО.

Говоря о судьбе зарубежных активов РАО после реформы Чубайс заявил: "На старте я был убежден, что этот актив должен оказаться под госконтролем, то сегодня я слышу серьезные аргументы, что, может быть, разумно сделать его частным. У меня нет окончательной позиции. Но мы обязательно ее выработаем, обсудим с акционерами и будем выносить на совет директоров".

О покупке акций "Силовых машин"

"РАО ЕЭС это делает не из желания помочь Потанину, - заявил Чубайс. - Приобретение этого бизнеса находится в самой сердцевине обновленной стратегии РАО ЕЭС".

"Сегодня оборудование, на котором РАО ЕЭС производит электроэнергию и тепло, — это на 80% "Силовые машины"... Мы изменили свои приоритеты по надежности после майской аварии,.. по-настоящему сформулировали, что нам нужно по базовым видам оборудования. Мы впервые сделали концепцию технической политики РАО ЕЭС, в которой по каждому виду оборудования прописаны технологические параметры, которые мы требуем от поставщика", - пояснил Чубайс.

Можно сформировать серийный заказ для "Силовых машин". Но чтобы реализовать этот серийный заказ, нужен не только сформированный нами финансовый поток. "Нам нужно войти в акционерный капитал. Тогда РАО одной рукой держит менеджмент, а другой — финансовый поток в компанию. Вот тогда я могу им поставить задачу: вот, ребята, вам деньги, а вот условия. Причем условия, которые потребуют, по сути, создания новой продуктовой линейки по всем видам основного оборудования — от паровых турбин до гидрогенераторов — на самом современном, а точнее — завтрашнем техническом уровне. Сможете решить такую задачу — молодцы, нет — придется обновлять команду", - говорит глава РАО.

"Государство — плохой собственник. Энергомаш — сложнейший бизнес, требующий гибких, динамичных решений. Я за появление там стратегических частных инвесторов. Наш пакет стратегически должен оказаться у частного бизнеса, распыленный или консолидированный — дело второе", - подвел итог Чубайс.

О продаже Ren TV

РАО ЕЭС продало 70% акций телеканала "Северстали". Затем половина пакета оказалась у "Сургутнефтегаза", как считают многие, близкой к Кремлю нефтяной компании. Эту часть сделки Чубайс комментировать отказался: "Я знаю то, что я знаю. РАО ЕЭС — продавец, нашим покупателем была "Северсталь".

"Решение продать канал совет директоров РАО принял еще в 2003 году. Природа этого решения очень простая. РАО ЕЭС реформируется. Очевидно, что этот актив должен куда-то попасть, и желательно не государству. Пропорционально делить этот актив среди акционеров РАО несерьезно. Но РАО хоть какие-то деньги должно было получить. Ну и получили. Покупали за 30 млн долларов, продали за 100 млн... По политике актив оказался не у государства — это хорошо. По бизнесу продали выгодно. Могли бы продать дороже, а может быть, и не смогли бы продать вообще. Сделка на рынке СМИ — это тонкая сфера. Я считаю, что мы в итоге выиграли", - заявил глава РАО.

Продажа активов РАО в ходе реформы

Анатолий Чубайс заявил, что раньше акционеров РАО очень нервировала перспектива распродажи, но менеджерам удалось их успокоить, подходя к этому вопросу взвешенно и выборочно. "Продажи сегодня очень незначительны. Еще несколько лет назад слово "продажа" приобретало какой-то мистический ореол, особенно когда рядом появлялась моя бедная фамилия. На каком-то этапе наши миноритарные акционеры были крайне этим взволнованны. Их поддерживали наши политические оппоненты, которые говорили, что вся реформа задумана для того, чтобы Чубайс продал энергетику своим друзьям по дешевке... Прошло время. Цели, стратегия и технология реформы акционерами поняты и приняты, ни одно серьезное решение не принимается у них за спиной. Жуткий страх акционеров, что завтра все будет продано, исчез естественным образом", - утверждает глава РАО.

Чубайс назвал компании, которые будут проданы в ходе реформы: "У нас есть решение совета директоров о продаже "Таймырэнерго". Это изолированная энергосистема, которая будет изолирована еще много десятилетий, у которой один потребитель — "Норникель" и которая находится с ним в постоянном конфликте из-за тарифов. Нового "Норникеля" там не возникнет. Там особая ситуация, поэтому продажа разумна. Именно поэтому ее поддержали даже миноритарии. Пример №2 — две станции в Кузбассе. Причина — жесткая позиция ФАС. Они говорят: мы не одобрим вам создание ТГК, если все станции "Кузбассэнерго" войдут в ее состав и сохранится региональная монополия. По требованию ФАС был найден компромисс: конфигурация ТГК сохранена за вычетом двух станций. Это специальные случаи. Каких-то глобальных продаж я не вижу".

О сроках ликвидации РАО ЕЭС Чубайс говорит осторожно. "Положа руку на сердце надо признать, что завершить реорганизацию до конца 2006 года было бы крайне сложно. До конца 2006 года может быть принято корпоративное решение о реорганизации. Продолжительность процедуры реорганизации такой компании, как РАО ЕЭС, явно займет больше года. В декабре этого года будет заседание правительства, которое должно проанализировать ход реформ и уточнить стратегию", - напоминает он. "Сдвиг не будет радикальным. Речь не идет о переносе на пять лет, речь идет о месяцах или годе, может, чуть больше", - надеется глава энергетической монополии.

Покупка зарубежных активов: просто бизнес

"Нам высказывают претензии, что зарубежные сделки политические и осуществляются по заказу Кремля, что они все неэффективны, бизнеса там нет. Я хочу привести очень простой аргумент. Все наши зарубежные активы собраны в одной компании — "Интер РАО ЕЭС", в которой 60% принадлежит РАО ЕЭС, 40% — "Росэнергоатому". И решение о ее дальнейшей судьбе могут принимать только акционеры. Сейчас, когда дело подходит к реорганизации РАО, начинаются дискуссии, что делать с этими активами и сколько они стоят. Мы провели независимую оценку этого бизнеса и получили цифру — около 1,2 млрд долларов. После этого честный аналитик обязан пойти в дальний окоп и застрелиться, если он говорил, что это вредные для бизнеса политические инвестиции. РАО ЕЭС не потратило на приобретение этих активов ни рубля. Они все выстроены командой "Интер РАО ЕЭС" на самых современных кредитных конструкциях. Ну а если кому-то не нравится, что Россия получила серьезные активы за рубежом в базовой отрасли экономики, придется потерпеть", - объявил Чубайс.

"Мы ухитрились не только заработать колоссальные деньги для наших акционеров, но еще и выполнить важнейшие государственные задачи, которые я считаю крайне важными. Я убежден: то, что мы сделали в Грузии, безусловно, имеет геополитическое значение. Даже при сложнейших отношениях России и Грузии ничего, кроме благодарности от президента Саакашвили, от правительства Грузии, мы не получаем. Жители Тбилиси, которые впервые оказались со светом, ничего, кроме спасибо, России не говорят. То же самое можно сказать о результатах нашей работы в Армении", - заявил глава РАО и предложил "закончить эту дискуссию раз и навсегда".