Эксперты считают, что протекционистские меры отрицательно скажутся в долгосрочной перспективе: у бизнеса пропадает мотивация повышать конкурентоспособность, зато появляется соблазн повышать цену в отсутствие конкурентов.
Кроме того, протекционизм приводит к потерям госбюджета из-за снижения таможенных сборов и не оправдавших себя субсидий.
В конце прошлой недели премьер Владимир Путин утвердил второй план антикризисных действий, рассчитанный до конца 2009 года.
Документ определяет семь приоритетов работы правительства по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере. Эксперты обращают внимание, что к приоритетам правительства отнесена активизация внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения и введения преференций для российских товаров.
Предлагаемые меры снижают мотивацию бизнеса повышать в условиях кризиса рентабельность. Фактически речь идет о консервации существующей сегодня модели российской экономики - энергозатратной, с низкой производительностью труда, отсталыми технологиями, отмечает "Независимая газета".
Устойчивые пристрастия россиян покупать импортные товары, пусть дорогие, но более качественные, чем российские аналоги, сводят на нет усилия правительства по поддержке спроса. К примеру, 2 млрд рублей, выделенных в этом году на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей, произведенных в западных регионах России, на Дальний Восток, фактически, были потрачены зря. Из первой партии в 140 "Жигулей", в Приморье удалось за полгода продать лишь единицы.
Таким образом, отечественный автопром от протекционизма мало что выгадал, зато в бюджете образовалась изрядная брешь после введения заградительных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок. По состоянию на 17 июня сумма таможенных пошлин за ввезенные иномарки составила 3,5 млрд рублей, тогда как в прошлом году к этому моменту в казну поступило 17 млрд.
По мнению экспертов издания, защита внутреннего рынка от импорта - стратегически проигрышный подход. Предлагая такое решение, власти не учитывают элементарной психологии российского потребителя, который не желает мириться с тем, что чиновники пытаются его лишить права выбора.