"Новый бюджетный кредит для покрытия этих долгов будет представлен только при условии перевода этих регионов на полное кассовое обслуживание в казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов - зарплата, коммунальные расходы, социальные выплаты в той очередности, в которой они возникают", - рассказал Артюхин.
Подобный механизм никогда не применялся к бюджетам регионов. По словам Артюхина, он призван не допустить того, чтобы субъекты принимали на себя финансовые обязательства "сверх суммы лимитов, установленных законом о бюджете".
По данным российского Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,535 трлн рублей, при этом почти половина его приходится на коммерческие долги.
У семи регионов суммарный долг больше, чем годовые доходы бюджета, у 16 регионов - подбирается к этой отметке (более 85%), у 31 - превышает 50-процентный порог. Кроме того, у трех регионов ежегодная сумма платежей по долгу, включая оплату процентов и погашения, "съедает" больше половины всех поступлений в казну. У 28 субъектов обслуживание долгов отнимает от 20% до 50% доходов.
Рейтинговое агентство S&P считает критическим порогом для расходов по обслуживанию долгов 30%: "Такой уровень расходов на обслуживание и погашение долга свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта".
Напомним, в октябре прошлого года сразу три региона - Удмуртия, Карелия и Хакасия - сообщили о дефиците местных бюджетов и попросили помощи у Москвы. Вслед за этим правительство признало, что регионы не в состоянии самостоятельно справиться с обслуживанием рыночных долгов.
В сентябре 2017 года президент Путин анонсировал запуск программы реструктуризации бюджетных кредитов регионов с 1 января 2018 года. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам "вызволить" 438 млрд рублей.
В конце декабря премьер Медведев подписал распоряжение об увеличении бюджетных ассигнований регионам на 55 млрд рублей.