Основная гипотеза исследования Луиса Путтермана и Дэвида Вейла состояла в том, что в регионах, где интенсивнее всего происходила массовая миграция, в традиционные экономические отношения привносились новые веяния, и на основе симбиоза культур жители данной территории вырабатывали наиболее успешные экономические стратегии. Кроме того, мигрировавшие предки становились своеобразным мостиком между различными странами, благодаря чему налаживались международные торговые отношения. При этом временной промежуток, определивший успех одних и отставание других, согласно предположению ученых, - XVI-XIX века.
- В России тоже есть свои преуспевающие и депрессивные регионы
- Выгадать пользу и соблюсти политкорректность
"Нужно только отметить, что миграция сама по себе еще не значит рост и развитие экономики, - добавляет РБК daily историк Михаил Амосов. - Ведь только когда мобильность сопровождается освоением земель и ресурсов новой территории, можно говорить о прогрессе".
С помощью разработанной экономистами "Всемирной миграционной матрицы" были выявлены две основные оси миграции - европейская и азиатская. На каждой из них ученые выделили доноров - наиболее развитые регионы того времени, откуда шли основные миграционные потоки, и реципиентов, куда вместе с потоком эмигрантов приходили инновации и экономические традиции. На европейской оси центром-донором являлась Англия, а странами-реципиентами - США, Австралия, Новая Зеландия. На азиатской - центром был признан Китай, а реципиентами - Япония, Тайвань, Сингапур.
Проанализировав миграционные потоки в этих регионах, исследователи сделали вывод, что чем восприимчивее была страна-реципиент к вливаниям из центра и чем больше экспатов оставалось на территории на ПМЖ, тем удачливее складывалась судьба государства в дальнейшем. Например, среди бывших колоний Великобритании, в США, Канаде и Австралии процент коренного населения составляет всего 3%, остальные - выходцы из Европы, Латинской Америки и т.д. А вот в колониях на территории Африки и Азии англичане не прижились, и процент коренного населения там колеблется от 90 до 98%.
На этом основании Путтерман и Вейл заключили, что между долей коренного населения и благосостоянием страны есть тесная взаимосвязь: чем больше чужаков приехало в страну в XVI-XIX веках, тем успешнее экономика данного государства сегодня.
В России тоже есть свои преуспевающие и депрессивные регионы
"Если рассмотреть сквозь матрицу Путтермана и Вейла демографическую историю России, можно увидеть, какие регионы в РФ сегодня имеют больше всего перспектив, а какие будут плестись в хвосте", - поясняет Михаил Амосов.
В России миграция в XVI веке была выражена в военных походах Ивана Грозного и освоении земель. В первую очередь это Казань, Астрахань и, конечно, Сибирь. Естественно, что дальнейшее освоение этих регионов и становление таких городов, как Иркутск, Якутск, Омск, Новосибирск, проходило при самом активном участии казаков, приехавших в Сибирь из Центральной России. Если посмотреть на демографическую структуру Сибири, то основное население сейчас там составляют потомки этих казаков, отмечает историк.
"То же мы видим и в Астрахани, и в Казани, где до недавнего времени коренное население составляло менее 40%. Позднее то же казачество основало и Краснодар. Нельзя не упомянуть и Санкт-Петербург с Архангельском, куда Петр I "перегнал" жителей из центральной части России. Совпадение или нет, но именно эти города, населенные "мигрантами", на сегодняшний день признаются наиболее перспективными с экономической точки зрения".
"Одновременно с этим города Тула, Тверь, Рязань, Иваново, Кострома, в которых местные уклады сохранились лучше всего и миграционные процессы на протяжении всей истории были выражены слабо, считаются наиболее депрессивными и экономически отсталыми. Так что рациональное зерно в новой теории, действительно, есть", - заключает Амосов.
Выгадать пользу и соблюсти политкорректность
Американские ученые считают, что нынешнее благосостояние государств более чем на 10% объясняется переселением народов, происходившим 300-500 лет назад. По их словам, помимо технологий, секретов производства, капитала и специалистов молодые страны перенимали еще и бесценный опыт своих "патронов". И именно возможность учиться на чужих ошибках и за чужой счет позволила молодым странам и регионам преодолеть цивилизационный разрыв практически в тысячу лет и начать свое развитие не с нуля, а с достаточно высокого уровня.
Данное исследование, по мнению экспертов, призвано подтолкнуть мировое сообщество на пересмотр отношения к проблеме миграции. Исторические примеры свидетельствуют о том, что в итоге именно восприимчивые и открытые новому страны остаются в выигрыше.