Администрация президента получила формальное право согласовывать или не согласовывать топ-менеджмент в 12 крупных госкомпаниях
Архив NEWSru.com
Администрация президента получила формальное право согласовывать или не согласовывать топ-менеджмент в 12 крупных госкомпаниях. По распоряжению президента Путина такому согласованию подлежат "кандидатуры представителей государства в органах управления" ВЭБа, госкомпании "Росавтодор", госкорпорациях АСВ, "Олимпстрой" и Фонде содействия реформированию ЖКХ, в НИЦ "Курчатовский институт", а также в пяти государственных медиаактивах - "РИА Новости" и ИТАР-ТАСС, "Российской газете", радиостанции "Голос России".

Позже Владимир Путин добавил в список и два телекоммуникационных АО - "Связьинвест" и "Ростелеком", указывает "Коммерсант". По сути речь идет о формализации сложившейся в бытность Владимира Путина премьер-министром практики согласования кандидатур в топ-менеджеры и члены наблюдательных органов крупных компаний.

Сейчас кандидатуры представителей государства во всех госкомпаниях и госкорпорациях утверждает аппарат президента, сам же список кандидатов предоставляется профильными министерствами через правительство.

Раньше такая схема действовала только в госкомпаниях, работающих в таких "стратегических отраслях", как газ, нефть, госмонополии. По версии чиновников правительства, она появилась во времена премьер-министра Михаила Касьянова, который "в обход АП пытался протащить кого-то в какой-то совет директоров".

Наиболее существенным результатом этих указов станет возвращение президенту права согласовывать топ-менеджмент в госкорпорациях. В момент создания госкорпораций Владимир Путин и так имел возможность контролировать все кадры в госструктурах.

В 2008-2012 годах, когда он стал премьер-министром, у прямых подчиненных президента Дмитрия Медведева не было формального права блокировать назначения, например в ВЭБе (все компании списка находятся юридически в ведении правительства и его ведомств).

Проблема возникла, очевидно, лишь с рокировкой марта 2012 года - юридически монополию на управление кадрами в указанных структурах правительство Дмитрия Медведева имело в течение трех месяцев.

Наблюдательные советы ВЭБа, Фонда содействия реформированию ЖКХ, "Олимпстроя", Курчатовского института и так формируются при формальном участии администрации президента, и речь, скорее всего, идет о возвращении Кремлю права последнего слова при назначении членов наблюдательных советов и, соответственно, о лишении этого права Белого дома.

Так или иначе речь идет не столько о переменах, в том числе в ВЭБе, сколько о защите от перемен. Правительство Дмитрия Медведева просто не успело воспользоваться монополией на управление - в итоге оно вернуло "второй ключ" от госкорпораций в Кремль без открытого сопротивления.

Напомним, пока президентом был Дмитрий Медведев, он вел заочную полемику со своим бывшим партнером по тандему Владимиром Путиным, в частности, о госкорпорациях. Он ввел правило, запрещающее профильным министрам и руководителям правительства занимать места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции.

После выборов в марте 2012 года политологи заявили о "конце тандема". Система управления, указали они, вернулась к модели советского коллективного властного органа - политбюро ЦК КПСС, только осовремененного. Страной управляет конгломерат конкурирующих за доступ к ресурсам кланов. Восемь лидеров этих кланов политологи включили в основной состав этого самого "политбюро", где Дмитрий Медведев - уже не член тандема, а один из восьмерых приближенных.

Новое российское "политбюро" сформировалось в 2000-е годы, по итогам перераспределения ресурсов от олигархических кланов в пользу силовиков, разрушения медиаимперий и ликвидации большинства региональных режимов, действовавших в логике феодальной вольницы, говорится в докладе "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0", составленном президентом холдинга "Минченко консалтинг" Евгением Минченко и руководителем аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кириллом Петровым.