По данным экспертов, максимальные вознаграждения получают менеджеры при перемещении внутри холдингов. Так, годовая компенсация Юрия Соловьева, который перешел с поста президента "ВТБ Капитала" на должность первого заместителя президента - председателя правления ВТБ, составила 25 млн долларов.
На втором месте с годовым доходом 15 млн долларов оказался Михаил Кузовлев, еще один менеджер группы ВТБ. Ему предстоит заниматься реструктуризацией Банка Москвы, после покупки которого прибыль ВТБ упала в 47 раз.
Третье место рейтинга занял бывший президент МТС, президент АФК "Система" Михаил Шамолин с годовым доходом в 10 млн долларов.
По словам эксперта Алексея Сизова, восьмизначными цифрами измеряются вознаграждения не только в ВТБ, но и в "Сбербанке" и "Газпромбанке".
Единственный пример перехода из компании в компанию не внутри одной группы - возвращение Владимира Татарчука из ВТБ в Альфа-банк. Он вернулся на более высокую позицию, чем занимал перед уходом, за год в ВТБ Татарчук получил 12 млн долларов, а в "Альфу" вернулся на 8 млн.
В 2011 году были и другие назначения, которые сопровождались контрактами минимум с шестью нулями. Так, группу X5 после ухода Льва Хасиса в Walmart возглавил его бывший заместитель Андрей Гусев. В "Уралкалий" после недолгого перерыва на должность гендиректора вернулся бывший президент компании Владислав Баумгертнер. ММК вместо основного акционера Виктора Рашникова возглавил Борис Дубровский, который всю жизнь проработал на "Магнитке" и только последние два года был первым заместителем гендиректора "Уралвагонзавода".
Эксперты отмечают тенденцию по назначению "своих", проверенных кадров. "Основной задачей компаний в последнее время была необходимость сохранить, удержать свои позиции. Поэтому акционеры поручали высокие посты проверенным и ранее знакомым менеджерам, - говорит Георгий Абдушелишвили, старший партнер Ward Howell. - С другой стороны, на рынке нет новых, фантастически успешных менеджеров, за которых следовало бы бороться и тратить большие деньги".
Как следует из рейтинга Forbes, менеджеры частных компаний стали устраиваться на работу в организации, занимающиеся реализацией какого-нибудь национального проекта. Они оправдывают такой шаг минимализацией рисков: финансирование организации Олимпиады в Сочи или Инновационного центра в Сколково не прекратится ни при каких условиях.
Только на подготовку саммита стран АТЭС-2012, Олимпиады в 2014 году, на развитие "Сколкова" и Северного Кавказа из бюджета планируется потратить в общей сложности 540 млрд рублей. Это почти в два раза больше суммы, которую государство выделило на спасение Банка Москвы после его покупки группой ВТБ (295 млрд рублей).
В целом по размеру компенсаций топ-менеджеров лидерство удерживают нефтяная и тяжелая индустрия. Суммы вознаграждений в основном вернулись на докризисный уровень, хотя финансовый сектор (банки, инвестиционные и страховые компании) и строители все еще отстают.