Председателем правительства работать не легче, чем президентом, признался премьер-министр Дмитрий Медведеев "Комсомольской правде"
government.ru
Председателем правительства работать не легче, чем президентом, признался премьер-министр Дмитрий Медведеев "Комсомольской правде". "Правительство - это такая машина, которая крутится 24 часа: гигантское количество нормативной документации, которую оно обрабатывает и выпускает, оперативное управление экономикой, ежедневные проблемы страны", - объяснил он.

Минувший год в Белом доме Медведев оценил как "совсем не простой": "Общая экономическая ситуация заставила принимать те решения, которые, может быть, в иной ситуации я предпочел бы не принимать".

Премьер-министр уверен, что спада экономики в России удастся избежать, а от "нефтяной зависимости" стране необходимо избавиться, - раньше этого сделать просто не успели. В интервью он напомнил, что правительство приняло за основной вариант развития российской экономики на 2014-2016 годы так называемый умеренно-оптимистичный сценарий. Он предполагает рост экономики на 4-5% в год, "что позволяет нам решать важнейшие задач".

Возможность нулевого роста или рецессии Медведев отверг: "Нельзя допустить не технической, а настоящей рецессии. Вот с этим правительство будет бороться. И я думаю, что у нас есть все шансы этого не допустить, - сказал премьер. - Нам нужно таким образом разогреть внутренний спрос, чтобы мы смогли справляться с неприятными тенденциями", - констатировал он.

Рассуждая об экономической ситуации в целом, Медведев призвал "не нагонять страстей", так как "все более-менее приемлемо". "Другое дело, что нам нужно несколько другое качество роста. В прошлом году он был приблизительно 3,4%, и наверное, это не очень много. Но, в то же время, все-таки гораздо лучше, чем рост в Европе".

У России, напомнил он, у хорошие показатели по госдолгу - около 10% к ВВП. "Ведь все должны жить по средствам", - отметил премьер, а большинство самых развитых стран - США, Британия, Италия - имеют соотношение долга к ВВП практически в 100%, "а в Японии даже больше".

"Привычка к разным пагубным вещам": как России слезть с нефтяной иглы

Признав, что Россия сидит на "нефтяной игле", Медведев сослался на то, что страна много лет на нее подсаживалась. "Это как привычка к разным пагубным вещам", - считает премьер. Однако признал, что за счет расширения углеводородного сектора экономики во времена СССР "в советский период мы смогли развить страну".

"Но нельзя жить только этим. Мы обязаны поменять структуру нашей экономики", - продолжил глава правительства, пояснив, что в 1990-е годы этому мешал "бесконечный вялотекущий, а иногда и бурный кризис".

"За последние 13-14 лет мы просто не успели этого сделать. К тому же, несколько последних лет было потрачено на выход из мирового кризиса", - отметил он. - "Поэтому задача остается актуальной", - заключил премьер.

Инфляцию нужно "задавить" до 3%

Медведев рассчитывает, что по итогам года инфляция будет ниже 6%. "У нас есть еще более амбициозная цель - мы должны инфляцию задавить, вывести на уровень европейских государств, чтобы она стала 2-3%, - сказал премьер. - Тогда и ипотека будет других денег стоить".

Чтобы не "раскочегарить" инфляцию, власти не накачивают экономику деньгами, объяснил он: "Мы не должны все деньги, которые зарабатываем, переводить, например, в дороги. Нужно соблюдать макроэкономические пропорции".

Медведев обратил внимание, что Россия, как и многие другие страны, размещает деньги своих суверенных фондов в заграничных активах, чтобы снизить риски: "Наша страна очень сильно зависит от нефти и газа. Поэтому мы стараемся класть деньги в высоконадежные инструменты, которые хорошо защищены и не подвержены большим рискам колебаний".

Проблемы бывают и у доллара, и у евро, "но это не значит, что мы не должны хранить резервы в самых пока надежных иностранных валютах", - рассуждал премьер.

Медведев "немножко погрозит" банкам, чтобы кредитные ставки снизились

Дмитрий Медведев считает уровень кредитных ставок в России неприемлемо высоким и рассчитывает, что новое руководство Центробанка будет добиваться их снижения. "Мы, конечно, не можем банкам просто приказывать: это не рыночный метод, но все-таки немножко погрозить им нужно", - сказал он.

При уровне инфляции около 6% "банки закладывают такую плату за риск, которая выводит кредитную ставку на уровень в два раза больший, чем инфляция, и существенно более высокий, чем ставка рефинансирования Центрального банка". "И вот это уже неправильно", - констатировал премьер.

Медведев подчеркнул, что главный посыл властей в адрес банкиров был соразмерять "плату за риск с реальным состоянием экономики", тогда как правительство будет совершенствовать условия работы самих банков. "Как меня информируют, банковское сообщество определенные сигналы услышало", - рассказал глава кабмина.

У Центробанка и министерств расходятся позиции по вопросу об укреплении или ослаблении рубля, признал он: "Не скрою, недавно в непубличной части заседания правительства у нас шел серьезный разговор на эту тему. Позиции расходятся. Например, Центральный банк считает, что у нас нет избыточного укрепления рубля. Другие ведомства - что рубль укрепляется слишком сильно", - рассказал Медведев.

"Огромное число наших людей" думают: "хорошо, что рубль такой крепкий", - предполагает премьер. "Помните, что у нас происходило в 2009 году, когда рубль ослаб? Люди заволновались. Потому что одно дело, когда доллар, все знают, стоит около 25-30 рублей, а другое дело, когда он уже 35-37. Люди тогда не понимают, что происходит, не верят в национальную валюту и начнут избавляться от рублей.

Он подчеркнул, что "тенденции на укрепление национальной валюты и на ее мягкое ослабление всегда будут бороться". И в такой ситуации, пояснил Медведев, это "задача управления" - выгодней ли поддержать экспортеров или импортеров, выгодней ли не допускать вообще никакой девальвации или немножко ослабить рубль.

Тем более, продолжил он, значительная часть капитала находится в руках Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка. "С руководством этих банков мы, конечно, разговаривали. Надеюсь, нам удастся улучшить условия кредитования на территории России. Это одна из амбициозных задач, которую предстоит решать новому руководству Центрального банка. Вперед!", - заключил премьер.