"Мы предполагаем расширить полномочия АСВ и иных конкурсных управляющих по проведению финансовых расследований. Речь идет о том, чтобы АСВ могло направлять запросы, связанные с поиском пропавших банковских активов", - пояснил Сухов.
Соответствующий законопроект, по его словам, уже подготовлен Минэкономразвития, и ЦБ документ поддерживает. Регулятор считает необходимым предоставить агентству право получать информацию для финансовых расследований от налоговых служб, ЦБ и российских банков. В настоящее время АСВ может направлять подобные запросы, например, в другие банки, однако банкиры могут не отвечать на них, ссылаясь на закон о банковской тайне.
Одновременно регулятор предполагает расширить круг лиц, которые могут привлекаться к субсидиарной ответственности, за счет владельцев и лиц, обеспечивающих косвенный контроль за санируемыми банками. Такие меры, полагают в ЦБ, позволят АСВ регистрировать движение активов и, возможно, добиваться больших взысканий. С 2005 года агентство добилось решений от различных судебных инстанций в общей сложности на 4,9 млрд руб., но реальные поступления в конкурсную массу составляют лишь десятки миллионов рублей, посетовал Сухов.
Также ЦБ настаивает на расширении собственных полномочий с тем, чтобы получить возможность включать в "черный список" имена банкиров, причастных к проведению сомнительных операций. Сейчас регулятор может лишать попавших в этот список топ-менеджеров банков права на пять лет права занимать руководящие посты в кредитных организациях (по данным на 1 января 2011 года, в списке значится 3 180 человек).
Речь идет о руководителях правления, членах совета директоров и бухгалтерах проблемных банков, но это не касается владельцев банков и непосредственных исполнителей сомнительных операций. "Мы должны получить полномочия и включать туда (в "черный список") не только руководителей, но и тех лиц, которые отвечали функционально в банке за совершение операций, которые нанесли банку ущерб", - заявил Сухов.
Кроме того, ЦБ считает, что банкиры должны раскрывать информацию о своей деловой репутации не только регулятору, но и общественности. "Информацию о деловой репутации, позициях и различных должностях, например, за последние 10 лет, полезно иметь не только Банку России, но и дать возможность ее оценить клиентам банка и кредиторам", - заявил Сухов.
Он отметил, что это требование содержится в доработанном проекте стратегии развития банковского сектора. "Доработанный проект стратегии дополнен важной подробностью. Если он будет принят в этой редакции, то он предусматривает расширение законодательной обязанности о раскрытии информации о прежнем опыте работы руководителей банков неограниченному кругу лиц", - добавил он. По мнению Сухова, раскрытие этих сведений позволит предотвратить ситуации, когда недобросовестные менеджеры переходят на руководящие посты в другие банки.