Обозреватель издания напоминает, что дело идет к ликвидации мирового финансового рынка и что это коснется всех.
В январе 2012 года канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози заявили, что будут добиваться введения в странах ЕС к марту специального налога на финансовые операции, направленного против финансовых спекулянтов, породивших долговой кризис.
Предполагается, что с начала 2014 года финансовые учреждения 11 стран ЕС будут платить 0,1% по всем акциям и облигациям и 0,01% по производным финансовым инструментам. Несмотря на то что подобные налоги введены в 40 странах мира, меры в налоговой политике Европы будут самыми масштабными.
Введение специального налога на любые финансовые операции, во-первых, лишит спекулянтов прежнего энтузиазма (они еще подумают, следует ли начинать игру, если она связана с необходимостью налоговых выплат), а во-вторых - даст властям европейских стран деньги, которые необходимы для разрешения долгового кризиса.
Британский премьер Дэвид Кэмерон даже грозил, что его страна наложит вето на общеевропейский налог на финансовые операции. Лондон является глобальным финансовым центром, операции проводятся прежде всего там, и необходимость платить ущемит интересы игроков на британском рынке больше, чем игроков в других странах.
Как заявил Кэмерон, введение налога возможно, но он должен быть принят в глобальном, а не европейском масштабе. 19 апреля Британия, отметив экстерриториальность нового налога, заявила, что добьется запрета на его введение 11 странами ЕС через Европейский суд справедливости. А 24 апреля президент Бундесбанка Йенс Вайдман указал: "Решение о введении налога уже можно считать принятым. Но побочные эффекты от этого налога будут крайне значительными".
Европейские банки, проводящие операции в странах, где налог не будет введен (скажем, в Великобритании), через свои зарубежные подразделения, все равно должны будут заплатить, даже если речь идет об иностранных ценных бумагах. Ведь эти банки все равно остаются европейскими, а где они проводят операции, с какими бумагами, через какие подразделения, во внимание приниматься не будет.
Ситуация складывается оригинальная, пишет обозреватель "Власти". Чтобы предотвратить финансовые спекуляции, заставить банки расплатиться и за кризис 2008-2009 года, и за нынешний европейский долговой кризис, пополнить национальные бюджеты, а также поддержать евро, европейские власти просто могут ликвидировать мировой финансовый рынок.
Европейские банки будут еще больше зависеть от денег, печатаемых ЕЦБ, и будут не вкладывать их в какие-либо операции с ценными бумагами, а направлять непосредственно предприятиям и отдельным гражданам.
Ликвидация мирового финансового рынка непосредственно скажется на котировках не только европейских, но и американских ценных бумаг, а также судьбу их держателей ценных бумаг, среди которых и обычные граждане. Так что и граждан Европы и Америки налог коснется, даже если они прекратят всякие операции с акциями и облигациями. Российских граждан он тоже коснется, потому что мировой финансовый рынок един и российские банки — его неотъемлемая часть.
Отметим, финансовые регуляторы США негативно относятся к налогу на объем финансовых операций, предпочитая облагать налогом коммерческие банки в зависимости от величины активов на балансе. В итоге критики опасаются, что введение налога приведет к оттоку капитала за пределы Евросоюза.