Как пишет "Коммерсант", в случае торгуемых товаров их производство мгновенно увеличивается, но вместе с ростом спроса государства растет и цена, приводя к снижению покупательной способности денежной единицы, то есть снижению реального валютного курса.
В это время сжимается общее потребление - из-за занижения курса импортные товары становятся относительно дороже. В долгосрочной же перспективе валютный курс завышается ввиду того, что рынок приспосабливается к госрасходам (удовлетворяя возросший спрос новым предложением), а относительное увеличение доли торгуемых товаров ведет к увеличению положительного сальдо торгового баланса и как следствие - к укреплению национальной валюты.
В случае с увеличением госрасходов на закупки неторгуемых товаров в краткосрочной перспективе складывается диаметрально противоположная ситуация: укрепление нацвалюты вызывает рост потребления за счет дешевеющего импорта, но снижается относительная доля выпуска торгуемых товаров в экономике, происходит ослабление обменного курса, и в долгосрочной перспективе из-за роста цен на импортные товары ресурсы постепенно возвращаются в торгуемый сектор.
В рассмотренной модели эффект увеличения госрасходов с 4,6 до 6% ВВП привел к изменению курса в среднем вдвое, то есть к значительному укреплению национальной валюты. При этом господдержка сказалась на долгосрочном увеличении общего потребления и ВВП, провоцируя "сжатие" неторгуемых секторов относительно торгуемых.
В России, по данным ВШЭ, только доля госзаказа в ВВП за последние семь лет увеличилась с 5 до 10% ВВП. Впрочем, оценок давления такого уровня госрасходов на курс рубля в исследовании не приводится.