Сделка по продаже акций "Роснефти" может остаться без основного зарубежного кредитора
Moscow-Live.ru
Итальянский банк Intesa до сих пор не одобрил предоставление кредита консорциуму, в который вошли швейцарский сырьевой трейдер Glencore и суверенный фонд Катара QIA, купившие, согласно заявлению Игоря Сечина, акции "Роснефти".

На этом фоне появились предположения о том, что практически всю сумму, полученную государством от этой сделки, де-факто мог "профинансировать" печатный станок ЦБ. Следов конвертации валюты на рынке не обнаружено, и, вероятно, она и не предполагалась.

Intesa пока лишь "продолжает изучать" возможность своего участия в приватизации российской компании, заявил агентству Reuters представитель банка. По его словам, окончательное решение не принято из-за позиции финансового регулятора Италии, который начал проверку на предмет соответствия сделки санкционному режиму в отношении "Роснефти".

Итальянский банк имеет давнюю историю сотрудничества с "Роснефтью", и ранее именно он занимался поиском претендентов на госпакет акций нефтяной компании. В прошлый четверг глава Intesa Карло Мессина заявил, что роль банка пока ограничилась консультированием "Роснефтегаза" - холдинга, контролирующего "Роснетфть" от лица государства.

Из общей суммы сделки - 10,5 млрд евро - покупатели согласились оплатить собственными средствами лишь 2,7 млрд. Остаток должен был предоставить пул банков во главе с Intesа, пишет в этой связи Finanz.ru.

"Поскольку выплаты в бюджет уже были переведены в пятницу, можно предположить, что часть сделки в евро была профинансирована российскими банками", - предположил в понедельник валютный стратег Sberbank CIB (инвестиционное подразделение "Сбербанка") Том Левинсон.

На прошлой неделе стало известно, что деньги под приватизацию предоставил "Газпромбанк", но де-факто это были деньги государства - в октябре "Роснефтегаз" разместил в банке валютный депозит на 29 млрд долларов.

Задержка с притоком в Россию валюты для приватизации "Роснефти" уже вызвала ее дефицит на рынке, считает Левинсон.

Ситуацию, по его словам, усугубляет тот факт, что "Роснефть" в декабре должна выплатить 3,8 млрд долларов за покупку НПЗ в Индии. Кроме того, компании нужно погасить 3,8 млрд долларов по внешнему долгу.

Практически всю сумму, полученную государством, де-факто профинансировал печатный станок ЦБ - конвертации валюты на рынке не происходило и, вероятно, не предполагалось. С таким предположением со ссылкой на статистику регулятора на прошлой неделе выступил бывший зампред Банка России Сергей Алексашенко, аналогичный вывод, по данным Finanz.ru содержится в выпущенном в понедельник аналитическом обзоре Sberbank СIB.

За прошлую неделю Банк России провел эмиссию и влил в банковскую систему в виде кредитов 650 млрд рублей (из 708, полученных казной). Эти деньги аккуратно копились на корсчетах в ЦБ, размер которых достиг исторического рекорда, а затем резко упал - после перечисления в бюджет.

"Как для Роснефти, так и для российского правительства продажа приватизированной доли третьим сторонам является более предпочтительным выходом, чем другие варианты. Тем не менее примечательно, как сравнительно простая задача продажи доли в публичной компании превратилась в создание сложного непрозрачного механизма с привлечением долга на баланс и неясной структурой капитала", - резюмируют авторы отчета Sberbank CIB.