Русский Forbes: кто покупает НПФ во время "большой чистки"
Архив NEWSru.com
Русское издание журнала Forbes выяснило, кто из крупных бизнесменов инвестирует в НПФ, как происходит смена владельцев и как они обращаются со средствами фондов. "Прежние владельцы начали массово избавляться от НПФ, ведь денег, которые нарисованы на бумаге, на самом деле в фондах нет", - рассказал изданию источник в правительстве.

Сделки, по данным издания, уже затронули НПФ с имуществом на 419 млрд рублей, а это четверть рынка.

Покупателей достаточно, так как после неудачных инвестиций и кризиса 2008 года дыры в балансах НПФ могут достигать 10%. Проблемы учитываются в цене, которая, с учетом корректировки, нередко снижается до 5% от стоимости имущества.

Именно так, например, в сентябре 2013 года компания United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича купила у "Норильского никеля" его корпоративный НПФ, переименовав его в "Наследие". Имущество этого фонда оценивается в 1,7 млрд долларов. "Норникель" официально сообщил, что сумма сделки составила 85 млн долларов. Непокрытый убыток - 600 млн рублей, но годом ранее он равнялся 2 млрд рублей. Основные потери фонд понес во второй половине 2008 года, когда его совет возглавляла нынешний вице-премьер Ольга Голодец.

В последние пару лет владельцами НПФ стали также бывший совладелец АФК "Система" Евгений Новицкий, купивший "Первый национальный пенсионный фонд", банкиры Анатолий Мотылев ("Ренессанс Жизнь и Пенсии") и Микаил Шишханов, у которого уже три НПФ - "Доверие", "Европейский пенсионный фонд" и "Образование и наука".

Активно интересуется НПФ и бывший банкир, девелопер Борис Минц - у него уже есть НПФ "Телеком-союз", также он ведет переговоры о покупке со "Стальфондом".

Владеет крупным НПФ и бывший партнер Минца по ФК "Открытие" Вадим Беляев. Корпорация в 2012 году купила НПФ "Лукойл-Гарант", а еще раньше НПФ Электроэнергетики. Суммарное имущество этих фондов - 250 млрд рублей, больше только у многолетних лидеров рынка НПФ "Благосостояние" и "Газфонда".

НПФ: принуждение к прозрачности

Пенсионную систему и НПФ, по всей видимости, не оправдавшие надежд правительства, ждет большая чистка, и среди прочих мер правительство требует от фондов акционирования или ликвидации до 1 января 2016 года, отмечает издание.

Сейчас НПФ имеют статус некоммерческих организаций, у них есть учредители, но как бы нет бенефициаров. Кто является реальным владельцем фонда, не всегда понятно, так как учредители и фактические владельцы зачастую совершенно разные организации. У каждого фонда есть компания-администратор, ее вместе с правами, определяющими условия деятельности НПФ, и покупает новый владелец.

При этом настоящие собственники фонда не несут никакой ответственности в случае его убытков и банкротства. Кроме того, на днях Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) сообщила, что за последние два года лицензии лишились девять НПФ.

В октябре министр финансов России Антон Силуанов подтвердил намерение внести законопроект об акционировании НПФ, управляющих средствами добровольных пенсионных накоплений граждан. Они должны быть преобразованы в акционерные общества и иметь такие же надзорные требования, как НПФ, которые работают в обязательной пенсионной системе.

Кроме того, министр финансов заверил, что преобразование НПФ, работающих с добровольными накоплениями, не потребует передачи средств во временное управления другим организациям или приостановки их деятельности.

Предполагалось, что акционирование для уже работающих фондов будет добровольным, но впоследствии было принято решение о распространении новых требований на все НПФ, которые должны будут перерегистрироваться из некоммерческих организаций в акционерные общества.

После этого фонды должны будут пройти проверку в Банке России на финансовую состоятельность, включающую в себя оценку имущества и активов фонда, систем управления рисками, прозрачности структуры собственности, качества инвестиционной деятельности, достоверности отчетности.

Планируется, что поправки вступят в силу с 1 января 2014 года. С момента вступления закона в силу у действующих сейчас НПФ есть полгода, чтобы подать заявление на такую проверку. Регулятору на нее отводится до шести месяцев.

Если закон вступит в силу с января 2014 года, первые вступившие в систему гарантирования фонды могут появиться в июле (если только ЦБ не ускорит проверку). В случае отрицательного заключения у НПФ есть полтора года с начала действия закона, чтобы подать повторную заявку. Таким образом, на вход в систему гарантирования фондам отводится два года.

В то же время, согласно проекту федерального бюджета на 2014-2016 годы, пенсионные накопления граждан за 2014 год будут зачислены в распределительную часть обязательного пенсионного страхования. Мера будет длиться только один год, после чего, по заверению Министерства финансов, средства граждан будут компенсированы в соответствии с индексацией в 7%.

Ранее правительство приняло решение сократить с 2014 года до нуля отчисления в накопительную часть пенсии для "молчунов" - граждан, которые не воспользовались правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда и чьи накопления остаются во "Внешэкономбанке".

Еще раньше предлагалось, что с 2014 года у "молчунов" отчисления в накопительную часть пенсии сократятся. У тех же, кто доверил свои накопления частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду, размер отчислений в накопительную часть останется на уровне 6%.