Газета "Ведомости" провела опрос экспертов по поводу того, каковы могут быть последствия этой войны для российского бюджета, нефтяных компаний, потребителей и экономики в целом.
Зампред бюджетного комитета Госдумы Ашот Егиазарян считает, что "последствия для бюджета могут быть серьезными, но только в том случае, если снижение цен будет действительно значительным" - до 12 - 13 долл. В этом случае бюджет потеряет не только от поступлений по экспортным пошлинам нефтяных компаний, но и от прочих налогов. Впрочем, он надеется, что разумный компромисс между Россией и ОПЕК будет достигнут, так как, по его мнению, "ОПЕК очень прочно контролирует рынок нефти": "даже если мы наотрез откажемся сокращать объемы поставок, это вряд ли серьезно ударит по мировой цене".
По-настоящему серьезно могут пострадать небольшие нефтяные компании: у них себестоимость добычи очень высока. Впрочем, гендиректор объединяющей их ассоциации "АссоНефть" Елена Корзун считает, что и этот возможный кризис удастся пережить: "опыт 1998 года показал, что небольшие предприятия более гибкие".
Большинство аналитиков отмечают, что главной заинтересованной в снижении цен на нефть стороной являются развитые страны, переживающие сейчас не лучшие времена и надеющиеся за счет низких цен на сырье стимулировать экономику. В этой ситуации многое будет зависеть от позиции США: если потребительские расходы американского населения будут снижаться и в начале 2002 года, то уже летом может возникнуть ситуация, когда никакие договоренности между Россией и ОПЕК не смогут удержать цены выше 15 долл. за баррель, считает ведущий аналитик "АВК" Юрий Ичкитидзе.
Впрочем, Россия может найти и определенные выгоды в сложившейся ситуации. Например, на фоне снижения цен на нефть вполне возможно провести переговоры о реструктуризации внешнего долга страны. В первую очередь речь здесь идет о США, у которых Россия может просить неких компенсаций за низкие цены на сырье.
Впрочем, конечно, выгоды это сомнительные: даже возможное понижение цен на бензин, в том числе и на внутреннем рынке, сведет на нет удар по бюджету, который потеряет значительную часть доходов - и последствия этого лежат не только в экономической сфере.