В итоге в 47 регионах долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%. Из-за резкого роста социальной нагрузки при нехватке доходов регионам пришлось утроить долг и сокращать другие расходные статьи. Сокращение социальных расходов неизбежно, заключают эксперты, исследование которых приводят "Ведомости".
- Регионы останутся без субсидий на дороги, пока не наладят движение электричек
Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые регионы - Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ. Максимальной доли (до 70%) соцрасходы достигли в высокодотационных бюджетах кавказских республик, а также в более развитых регионах, которым пришлось выбирать между поддержкой экономики и бюджетников.
Так, в Ульяновской области доля соцрасходов выросла с 49 до 70%; Белгородская область вынуждена была сократить долю расходов на поддержку экономики с 38 до 30%, в результате чего ее бюджет стал более социальным.
По уровню долговой нагрузки, дефициту, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности регионы можно разделить на пять групп: "богатые" - нефтедобывающие и федеральные города (девять регионов); "более ответственные" - 12 регионов с относительно низким долгом; "середняки" - 33 региона с большими долгом и дефицитом.
Девять экономически слаборазвитых регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к "высокодотационным". Еще 20 регионов - в состоянии дефолта. "Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют", - заключает Зубаревич.
Сюда отнесены, например, Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20% при долге свыше 80%, Костромская, Смоленская области, Мордовия с долгом более 100% доходов и Чукотка с долгом в 125%.
В 2014 году рост доли соцрасходов почти остановился: начавшийся кризис региональных бюджетов заставил власти сокращать число бюджетных учреждений и занятость в них, заключает Зубаревич. У федерального бюджета дополнительных средств для помощи нет: наоборот, доля трансфертов в доходах регионов сократилась с 23% в 2010-2011 годах до 18% в 2014 году.
Сама федеральная помощь регионам не нацелена на смягчение бюджетного кризиса, она отражает геополитические приоритеты российских властей, сравнивает Зубаревич: в расчете на одного жителя трансферты максимальны для регионов Дальнего Востока, Кавказа и новообретенного Крыма.
Предполагаемое в 2015 году сокращение трансфертов регионам на 9% (на 145 млрд рублей) еще больше разбалансирует их бюджеты, приведет к росту долга и росту расходов на его обслуживание, предупреждала Счетная палата.
Приостановка майских указов президента и рефинансирование долгов регионов пока лишь отложили долговой кризис, но не отменили его, заключали эксперты S&P: фундаментального решения проблемы нет, она просто отодвинута на следующие годы.