Разбившийся на вертолете глава Menatep Group должен был информировать британскую разведку о незаконном бизнесе российских компаний
Архив NEWSru.com

Вскрываются все новые подробности загадочной смерти адвоката ЮКОСа Стивена Кертиса, назначенного после ареста Платона Лебедева управлять 30-миллиардными активами Menatep Group.

Вопросом "как адвокат из маленького городка в Сандерленде становится хранителем денег одной из крупнейших компаний в России?" задалась газета The Financial Times, статью которой публикует Inopressa.

Его смерть встревожила британские спецслужбы и правоохранительные органы всего мира. Никто не говорил об этом открыто, но обстоятельства катастрофы вызвали сильные подозрения у властей, хотя официальное расследование еще не закончено. "Я не верю, что это был несчастный случай, - заявил газете сотрудник американских правоохранительных органов, имеющий большой опыт в расследовании международных финансовых преступлений. - Уж очень подходящим было время".

Самое большое потрясение пережили британские агенты. Как выяснила The Financial Times, Кертис вступил в контакт с британскими спецслужбами за несколько недель до катастрофы и предложил давать им информацию о незаконном бизнесе российских компаний в Британии. За несколько дней до смерти его передали контролеру в британской Национальной службе уголовных расследований (NCIS), которая собирает информацию об организованной преступности в Британии.

Катастрофа

Вечером 3 марта британский адвокат по имени Стивен Кертис поднялся на борт своего новенького вертолета Agusta 109E и погрузил дородное тело в левое пассажирское кресло. Работник наземной службы поставил три места ручной клади на кресло перед ним. В 6:59 вечера вертолет поднялся с взлетной площадки в Лондоне в свинцово-серое небо.

После рабочего дня в зимнем Лондоне Кертис мечтал попасть в свой просторный замок в одной из самых красивых и дорогих частей побережья в Дорсете.

Когда вертолет Кертиса приблизился к аэропорту Борнмута, шел легкий дождь и посадочную полосу закрывала облачность. Пилот, 34-летний местный житель, регулярно летавший с Кертисом в Лондон и обратно, запросил у диспетчера разрешение на посадку.

Двое диспетчеров видели, как вертолет появился из-за облаков, внезапно накренился влево и зашатался, потеряв управление. В ходе радиоконтактов с диспетчерской пилот подтвердил, что у него возникла проблема, но, по словам следователей, не смог или не захотел сообщить какого характера.

Через 29 секунд вертолет врезался носом в поле и превратился в огненный шар диаметром 30 футов. Мало что осталось от машины и пассажиров: Кертис и пилот так сильно обгорели, что коронеру при идентификации тел пришлось использовать образцы ДНК. Но британские спецслужбы уже знали, кто такой Кертис. Он был одним из их новых осведомителей.

Кертис попал в переплет

В это время Кертис, по мнению The Financial Times, нуждался в серьезном прикрытии. 45-летний адвокат оказался в центре борьбы между государством и частным бизнесом, где ставки были самыми высокими в мире: между самым могущественным человеком в России, президентом Владимиром Путиным и самым богатым человеком, Михаилом Ходорковским.

В октябре прошлого года Путин бросил Ходорковского в тюрьму по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов. "В этой драме Кертису принадлежала тайная, но решающая роль. Разгадкой исхода может быть то, что он знал и кому сказал", - считает издание. Однако никаких версий не приводится. Делать какие-либо предположения крайне рискованно - ведь о Кертисе при жизни практически ничего не было известно, и даже его фотографии были огромной редкостью.

Жизнь незаметного человека

Как удалось Кертису, незаметному адвокату, не учившемуся в престижном университете, возглавить один из крупнейших российских финансовых концернов? Как ему удалось стать представителем богатых российских олигархов, например Бориса Березовского, миллиардера, живущего в изгнании в Британии? Как он разбогател до такой степени, что мог вести такую сказочную жизнь?

Когда он не находился в своих домах в Испании или Гибралтаре, жизнь Кертиса вращалась вокруг его замка. Замок "Пенсильвания" был построен в XVIII веке в Портленде внуком основателя американского штата. "Когда я был там, британский флаг на флагштоке был приспущен", - пишет обозреватель FT.

"Мало кто хотел говорить о человеке, поселившемся в 1997 году в замке на холме, и никто не согласился говорить для печати. Одна женщина отвела меня в сторонку и дала "дружеский совет". Портленд, сказала она, это закрытое сообщество, где Кертиса, его жену Сару и их дочь Луизу любили", - отмечает автор статьи Томас Кейтан.

Кертисы приложили немалые усилия, чтобы местные жители их приняли. Кертис вкладывал большие деньги в местные начинания, жителей приглашали на торжества в замок "Пенсильвания", например на 20-летие семейной жизни Кертисов в 2001-м, где среди гостей были миллионеры и арабский принц.

Гостям в замке "Пенсильвания" ставили только одно условие: не фотографировать Кертиса. Местные журналисты вспоминают, что Кертис как будто растворялся в воздухе, как только появлялись фотографы. Фотографий Кертиса, сделанных в последнее время, после того как он возглавил Menatep, по-видимому, не существует.

При этом Кертис без смущения выставлял напоказ свое богатство. Люди, которые были с ним знакомы, описывают высокого, холеного мужчину, который всегда был дорого и даже кричаще одет. Он культивировал таинственный имидж, любил фильмы о Джеймсе Бонде и демонстративно появлялся на деловых встречах в Ferrari или Bentley.

Расследование, которое на протяжении шести недель вела The Financial Times, дает ответы на некоторые вопросы о богатстве и стремительном взлете Кертиса, хотя и порождает новые вопросы. Собранные интервью и документы дают наиболее полное представление об услугах, которые Кертис оказывал своим богатым клиентам.

Впервые Кертис "засветился" в России в начале 90-х годов. По словам западного финансового менеджера с большим опытом инвестиций в Россию, поначалу россияне были просты и благодарны за услуги, которые он им предоставлял. Британский юрист, пути которого иногда пересекались с путями Кертиса, сказал, что тот был "чемоданом для олигархов".

Из документов, добытых FT, явствует, что для таких клиентов, как ЮКОС, Кертис создал в налоговых гаванях всего мира ошеломляющее количество фирм, в которых, по-видимому, прятали деньги от любопытных глаз.

Много интересного рассказал газете человек, в отношении которого ФБР и другие правоохранительные органы ведут расследование в связи с отмыванием денег во всем мире. Ему предстоит процедура лишения прав, начатая финансовыми органами острова Мэн после того, как он признал, что по поручению своих клиентов спрятал миллионы долларов, на суде над американским биржевиком, осужденным за отмывание денег и мошенничество. Однако некто Бонд получил иммунитет от преследований в США в обмен на эти показания.

Запросы и изучение документов рассказали о тесных связях между его фирмой Valmet, юридической фирмой Кертиса и Menatep Group Ходорковского. Насколько тесных, стало ясно на встрече Кертиса и Бонда 1 июня 1999 года в элегантном лондонском офисе Curtis & Co. Конфиденциальная "записка" о встрече, попавшая в распоряжение FT, свидетельствует о том, что Кертис и Бонд создали финансовую структуру, объединившую сеть компаний, разбросанных от Гибралтара до Кипра и острова Мэн.

Документы наводят на мысль о том, что целью было сокрытие прибылей от продажи российской нефти, которые не должны были фиксироваться в балансовых отчетах ЮКОСа. Это позволяло главным российским акционерам не платить налогов; схема могла также использоваться для обмана миноритарных акционеров, которыми нередко были западные инвесторы.

Бывший партнер Бонда по Valmet, Кристофер Самуэлсон, отрицает, что в работе компании на ЮКОС было что-то не вполне законное. "Не могло быть и речи об отмывании денег или чем-то подобном, - заявил он по телефону из США. - Не было и речи о сокрытии активов, насколько мне это известно. Но сам я не участвовал в этих структурах. Вам надо поговорить с Питером Бондом".

Бонд не ответил ни на письма, ни на звонки. Valmet сменила название на Mutual Trust Management. Директор компании Карен Гаррис заявила, что Бонд ушел из Valmet в августе 2001 года, и отказалась передать ему вопросы в письменной форме.

Было ли российским олигархам известно, что делают от их имени Кертис и Бонд? Вероятнее всего, да, считает газета. Ходорковский и Лебедев, по-видимому, лично санкционировали создание этой финансовой структуры.

Записи встречи в офисе Кертиса наводят на мысль о том, что Кертис и Бонд были не только архитекторами схемы; им было также доверено управлять миллионами долларов нефтяных прибылей через компании, которые ЮКОС формально не контролировал. Кертис объяснил природу финансовой структуры, через которую ежегодно пойдут миллиарды долларов, полученные от продаж российской нефти. "В этой структуре многое основано на доверии", - заявил он.

В записях со встречи и личной переписке Кертиса упоминаются еще два чиновника: Виктор Прокофьев из МЕНАТЕПа и Василий Алексанян, юрист ЮКОСа. Прокофьев уже не работает в компании. Получить комментарий Алексаняна, который в настоящее время представляет интересы главных акционеров, не удалось. На вопросы, переданные ему через ЮКОС, ответов дано не было.

В ходе расследования дела ЮКОСа и МФО МЕНАТЕП российские власти захватили значительную часть активов Алексаняна. Аресты Ходорковского и Лебедева вызвали бурную критику на Западе и побудили других акционеров ЮКОСа бежать из России. Версию, предложенную олигархами, - аресты были частью борьбы Путина за власть и направлены на то, чтобы указать нарождающимся российским капиталистам их место, - приняли многие западные политики и журналисты.

Но документы с совещания в Curtis&Co, а также другие важные бумаги, похоже, поддерживают версию российской прокуратуры: ЮКОС и его главные акционеры не уплатили миллиарды долларов в виде налогов. Швейцарская полиция провела обыски в нескольких компаниях ЮКОСа, входящих в структуру Кертиса и Бонда, в том числе в компании Karran Tankers.

Версию российских властей подкрепляют сотни документов о финансовых сделках ЮКОСа и Menatep Group, предоставленные Кремлю Еленой Колонж-Поповой, бывшей помощницей друга Ходорковского Алексея Голубовича, бывшего финансового директора ЮКОСа. Газета утверждает, что он и был связующим звеном с Valmet. Его нынешнее местонахождение неизвестно. Работа, которую Кертис и Бонд выполняли для Ходорковского и главных акционеров Menatep в ЮКОСе, была обширной и разнообразной, а отношения между ними - глубокими и длительными, делает вывод газета. Этим объясняется то, что Кертис был назначен управляющим директором холдинговой компании российского миллиардера в то время, когда российское правительство вело агрессивное наступление на его хозяев. Кертис был одним из немногих, кто знал устройство финансового лабиринта Menatep Group.

Сейчас Ходорковский арестован, Кертис мертв, эпоха, в которую один стал миллиардером, а второй - богачом, подходит к концу, подводит итог The Financial Times.

Кертиса похоронили на территории замка "Пенсильвания". Сценарий погребальной церемонии он придумал сам несколько лет назад, когда у него обнаружили лейкемию. На похоронах присутствовала тысяча человек, среди которых были богатые русские, включая Березовского. Церемония завершилась фейерверком. "Он всегда любил пиротехнику", - заметил один из присутствующих.