"Мы имеем трехлетний бюджет, он сбалансирован, но расходы-то растут. За рамками трех лет у нас нет стройных стратегий и распределения ресурсов по основным направлениям. У нас, по сути, нет утвержденной стратегии за пределами трех лет", - сказал он на Гайдаровском форуме в Москве.
Кудрин считает, что принятая в 2008 году "Стратегия 2020" устарела: "Старый план "2020" предлагал только основные сценарии и направления. Однако в нем не заложено было такое увеличение расходов на оборону, тем самым, стратегия уже начала пересматриваться. Сейчас она не сбалансирована и по ресурсам не обеспечена. Принимаются новые решения, которые выходят за ее рамки", - отметил экс-министр.
"У нас нет сбалансированной стратегии с приоритетом и обеспечением по ресурсам. Тем не менее, этого можно добиться. Я думаю, новое правительство это сделает", - подчеркнул он.
Российские власти должны резко сократить военные расходы, чтобы обеспечить устойчивость бюджета в кризисное время и гарантировать резерв для поддержки экономики, продолжил критику роста оборонных расходов директор по макроэкономическим исследованиям НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Алексашенко.
"Единственный резерв для российского бюджета - это резкое сокращение военных расходов, это резкая демилитаризация общественного сознания, это резкий отказ от того представления, что Россия - великая военная держава", - сказал Алексашенко, выступая на Гайдаровском форуме.
Он напомнил, что, по разным оценкам, Россия занимает 6-8-е место в мире по размеру ВВП. "Ну почему мы должны конкурировать со страной, которая занимает 1-е место и чей ВВП в 10 раз больше? Ну как мы можем представить себе, что наша военная мощь будет хотя бы сопоставима с этой страной. Ну почему этим не занимается ни Китай, ни Англия, ни Франция?" - спросил он участников форума.
По его мнению, правительство РФ бессмысленно увеличило военные расходы на 3-4% от объема ВВП страны.
С ним спорил помощник президента РФ Аркадий Дворкович: отказ от увеличения оборонных расходов может стоить российскому бюджету впоследствии намного дороже, полагает он.
"Да, у нас есть риски, что оборонные расходы могут оказаться слишком высокими, но я считаю, что мы должны иметь сильную профессиональную армию, хорошо вооруженную, - сказал Дворкович. - Слабая, плохо вооруженная непрофессиональная армия встанет нам дороже - мы просто потом потратим намного больше, чтобы разобраться с этой ситуацией".
При этом он назвал расходы на оборону инвестициями в будущее российского общества.
Говоря о росте бюджетных расходов на реализацию гособоронзаказа, Дворкович заметил, что эти средства также могут стать драйвером экономического роста: "Что касается нашего государственного оборонного заказа, то я не знаю крупной страны, в том числе США, где инновации росли бы без серьезного спроса со стороны сектора безопасности", - сказал помощник президента, напомнив, что "Силиконовая долина" выросла на заказах оборонных компаний.
"Это не значит, что нам надо повторить тот же путь. Я просто говорю о том, что пример того, что оборонный заказ может быть драйвером инноваций, драйвером роста, есть, и вполне может быть, что нам удастся воспользоваться повышением расходов на оборону для повышения конкурентоспособности нашей экономики", - заявил помощник президента.
Российские власти в прошлом году одобрили государственную программу вооружений до 2020 года с финансированием в 20 триллионов рублей. С начала текущего года правительство почти в три раза увеличило размер денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий в среднем не менее чем в 1,6 раза. При этом пенсии военнослужащих будут ежегодно повышаться не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.
Расходы федерального бюджета в 2011 году составили порядка 11 триллионов рублей, в 2012 году этот показатель прогнозируется на уровне 12,6 триллиона рублей.