Прогноз на следующие два года - 1,7-2% (ранее - 2,5-3%), но даже столь скромное ускорение будет возможно лишь при условии восстановления мировой экономики и улучшения инвестклимата внутри страны, подчеркивают монетарные власти.
"В среднесрочном плане эффект проведения Олимпиады может быть связан с определенными издержками, прежде всего по обслуживанию олимпийских объектов, и финансовыми рисками, вызванными проблемами окупаемости осуществленных вложений", - цитирует доклад ЦБ "Коммерсант".
В базовом сценарии аналитики банка не видят влияния девальвации на инфляцию и темпы экономического роста.
Нынешнее ослабление рубля (с начала года бивалютная корзина подорожала примерно на 9%, за год - на 19%) не окажет существенного влияния на экономическую активность: слабая национальная валюта мешает одним отраслям экономики, зато помогает другим.
Однозначно о причинах ослабления рубля в январе 2014 года в ДКП не рассуждают, однако признают, что темпы роста иностранных заимствований из-за ухудшения условий замедляются и в государственном, и в частном секторе, а скорость, с которой граждане, компании и банки наращивают чистые иностранные активы, снижается лишь незначительно.
Дальнейшее ослабление рубля в ближайшие 3-6 месяцев регулятор признает одним из основных рисков для инфляции и качества экономического роста, так как в долгосрочной перспективе это "будет способствовать консервации структуры экономики и снижать потенциал ее модернизации и диверсификации".
В случае же если давление на рубль затянется, как уже заявляла Эльвира Набиуллина, регулятор готов еще больше ужесточить денежную политику, повысив процентные ставки уже в ближайшее время.
Директор аналитического департамента "Норд Капитал" Владимир Рожанковский сказал РБК daily, что главная причина низкого роста - слабое восстановление еврозоны, но считает прогноз ЦБ на этот год слишком оптимистичным.
"В этом году в лучшем случае можно прогнозировать 1% роста, по январю промпроизводство уже ушло в минус на 0,2% в годовом исчислении. Рост на 1,5% можно ожидать только в 2015 году", - полагает он.
"Обсуждать всерьез, что будет в 2015-2016 годах, - дело бесперспективное", - считает старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский, но допускает, что сценарий ЦБ может реализоваться: "Экономика в прошлом году функционировала ниже потенциального уровня и демонстрировала спад в тех отраслях, где с мощностями все в порядке", - напоминает он. По его мнению, главная причина этого - в неопределенности на валютном рынке.
"Достичь существенного ускорения темпов роста экономики будет можно в 2016-2020 годах", - заявил накануне замглавы министерства Андрей Клепач на заседании президиума РАН. Если этого не произойдет, структурная перестройка секторов транспорта, здравоохранения и образования будет невозможна, предупредил он.
Решение структурных проблем требует немедленного ускорения - по оценкам Клепача, мировую и российскую экономику ждет новый циклический кризис уже в 2018-2019 годах.