Однако, как сказано в очередном выпуске бюллетеня "Комментарии о государстве и бизнесе" Центра развития НИУ ВШЭ, нет оснований утверждать, что российская экономика вступила в фазу роста или что этот рост будет быстрым.
"Состояние внутреннего спроса, если о нем судить по динамике новых заказов на производство продукции и уровню запасов, оставляло желать лучшего. Укрепление реального эффективного курса рубля также оказало негативное воздействие", - признают эксперты.
Картину экономической стагнации хорошо иллюстрирует соотношение числа регионов с падающей и растущей активностью.
Эксперты ВШЭ приводят рассчитываемый ими индекс региональной экономической активности (РЭА), при котором значение выше 50% указывает на рост деловой активности, а ниже 50% - на ее спад. Сам индекс включает в себя деловую активность в пяти сферах: промышленности, платных услугах, строительстве, розничной и оптовой торговле.
В разрезе федеральных округов (ФО) самая низкая экономическая активность отмечена в депрессивном Уральском ФО. Немногим лучше была ситуация в Северо-Западном ФО - индекс РЭА 30%. Лучше ситуация была в Южном ФО (58%), Северо-Кавказском ФО (57%) и Дальневосточном ФО (51%).
На уровне отдельных регионов октябрьский индекс РЭА превысил 50% только в 26 случаях. В 56 регионах продолжился спад.
"При этом число регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растет только один из пяти, в октябре снизилось, а число регионов со "средним" на данный момент уровнем экономической активности (рост в двух-трех секторах) выросло", - замечают в ВШЭ.
Иными словами, ситуация стала как бы менее острой, хотя и осталась депрессивной. "По сию пору доля регионов, в которых растут четыре или пять секторов экономики, остается существенно ниже, чем это характерно для фазы экономического роста", - поясняет замдиректора Центра развития ВШЭ Сергей Смирнов.
Несмотря на выход промышленности "в плюс", перспективы ее как драйвера экономического роста пока довольно туманны. Неоднозначны и сами данные по промышленному производству в РФ, что ставит под сомнение сам факт восстановления. Окончательно потеряны и надежды на благоприятные последствия девальвации.