Напротив, Международное энергетическое агентство на прошлой неделе пересмотрело прогнозы в более оптимистичную сторону: по его мнению, в 2009 году страны, не входящие в ОПЕК, добудут 160 тысяч баррелей в день, а в 2010 году - 200 тысяч. "Роснефть" в сентябре начнет освоение колоссального месторождения Ванкор - это крупнейший в России проект с советских времен.
В то же время главный редактор издания Foreign Policy Мойсес Наим на страницах Financial Times пишет, что для бедных стран нефть и другие природные богатства могут стать проклятием. Отрицательных последствий сырьевого богатства нельзя избежать, не имея демократии, транспарентности и эффективных общественных институтов, подотчетных гражданам, отмечает Наим.
Необходимо также поддерживать макроэкономическую стабильность, разумно управлять государственными средствами, инвестировать часть сырьевых доходов за рубежом, откладывать деньги на черный день, диверсифицировать экономику и предотвращать чрезмерное укрепление своей валюты.
К сожалению, для большинства неразвитых стран эти меры защиты столь же утопичны, как и высокая цель, которой они призваны служить, пишет эксперт. Курс валют в сырьевых экономиках стимулирует импорт и подавляет экспорт всех товаров, кроме основного, - то есть препятствует диверсификации.
Когда цены на сырье высоки, растет задолженность и безрассудные риски, в период краха прогорают банки, а драконовское сокращение госбюджета бьет по беднякам. Вдобавок нефтяной рост не создает рабочих мест в количестве, пропорциональном крупной доле нефти в экономике, считает Мойсес Наим: так, во многих странах нефть и газ приносят в государственную казну более 80% поступлений, а занято в этих отраслях менее 10% рабочей силы.
По его мнению, нефтяное проклятие также укрепляет авторитарные режимы и плодит коррупцию: у правительства нет необходимости взимать высокие налоги с граждан, а следовательно, нет и необходимости нести перед ними ответственность. Это объясняет неэффективность стабилизационных фондов и других попыток защититься от волатильности. Избежать сырьевого проклятия удалось только Чили и Ботсване, но как? Их секрета еще никто не разгадал, отмечает автор статьи в FT.