"В прошедшем году в двух странах БРИКС - Бразилии и в известной степени Южной Африке - волатильность валютных курсов резко возросла из-за беспокойства рынков в связи с ситуацией с бюджетом. Нам важно не повторить их ошибок", - сказала Юдаева.
Поэтому, пояснила она, "нам нужна среднесрочная, примерно на три года, программа постепенного сокращения бюджетного дефицита с переходом к новому бюджетному правилу по ее окончании".
"Неспособность сравнительно быстро обеспечить соответствующую бюджетную коррекцию может привести к росту волатильности на финансовых и валютных рынках, новым шокам для экономического роста", - сказала Юдаева.
По ее словам, слишком большой бюджетный дефицит, с одной стороны, приводит к удорожанию реального валютного курса и снижению конкурентных возможностей российских компаний, а с другой - к росту долговой нагрузки на экономику.
"В какой-то момент государство теряет доверие рынков, что ведет к резкому оттоку капитала, обвалу валютного курса и падению темпов экономического роста", - пояснила она.
При этом, если не будет проводиться целенаправленная структурная политика, создающая возможности и стимулы для повышения производительности труда, диверсификации экономики, темпы роста все равно останутся низкими, считает зампред Банка России.
Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что несбалансированный бюджет является "источником рисков и для экономики, и для денежно-кредитной политики". Председатель Банка России указывала, что чтобы эти риски снизились, "остро необходима выработка программы, которая позволила бы сбалансировать бюджетную систему в среднесрочной перспективе".
Министр финансов РФ Антон Силуанов также считает, что несбалансированность бюджета может привести к шокам, аналогичным кризису 1998-1999 годов.
Из закона о федеральном бюджете на 2016 год следует, что доходы бюджета на 2016 год запланированы в объеме 13,7 трлн рублей, а расходы - 16,099 трлн рублей. Дефицит бюджета заложен в размере 2,36 трлн рублей. Действующий бюджет рассчитан исходя из стоимости нефти марки Urals в 50 долларов за баррель. С начала 2016 года средняя цена Urals, по оценке Минфина, составила 32 доллара за баррель.