О результатах экспертизы сообщили несколько СМИ - ТАСС со ссылкой на источник, близкий к следствию, источник РБК, знакомый с ходом следствия, и "Коммерсант".
По версии следствия, в феврале 2017 года Майкл Калви с партнерами убедил совет директоров банка "Восточный" погасить кредит Первому коллекторскому бюро в обмен на пакет акций IFTG. Из-за ограничений в уставе IFTG, которые были выявлены аудитором PWC, оказалось, что владелец пакета, доставшегося "Восточному", мог претендовать на выплату дивидендов всего лишь на 3500 долларов.
Уже в сентябре 2018 года ошибку в уставе исправили и убрали ограничения, закрепив за ценными бумагами конкретные активы. Независимый оценщик, заказанный следствием, установил, что из-за ограничений в уставе IFTG на момент сделки акции стоили 3,8 млрд руб.
Результаты новой экспертизы фактически доказывают невиновность Калви и его коллег, пишет "Коммерсант". Адвокат партнера Калви Филиппа Дельпаля Варвара Кнутова, отказавшись подтвердить или опровергнуть новую оценку акций IFTG, заявила, что это может послужить основанием для подачи ходатайства защиты о прекращении уголовного преследования обвиняемых в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.
"Надеемся, что следующим шагом станет пересмотр следствием обвинения, учет позиции стороны защиты и в конечном итоге прекращение этого уголовного дела", - заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его словам, нужно рассмотреть вопрос и о качестве первоначальной экспертизы, которая оценила актив в тысячи раз дешевле, и об ответственности за ее выводы, а также вопрос о более тщательном надзоре за следствием со стороны прокуратуры.
Майкла Калви, задержанного 15 февраля, обвиняют в незаконном завышении стоимости акций люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG), которая принадлежит подконтрольной ему компании "Первое коллекторское бюро" (ПКБ). Сделку последнего с банком "Восточный" организовало собрание директоров Baring Vostok. По версии следствия, на собрании Калви и его коллеги заявили, что стоимость активов IFTG составляет 3 млрд рублей, в то время как, по данным ФСБ, их максимальная стоимость - 600 тысяч рублей.
Помимо Калви фигурантами уголовного дела являются еще пять человек: партнер инвестиционного фонда Baring Vostok, гражданин Франции Филипп Дельпаль, сотрудники Baring Vostok Ваган Абгарян и Иван Зюзин, гендиректор "Первого коллекторского бюро" (ПКБ) Максим Владимиров, а также советник главы правления ПАО "Норвик Банк", экс-глава правления банка "Восточный" Алексей Кордичев.
Майклу Калви вменяется ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). Сам Калви заявил суду, что стал жертвой оговора со стороны миноритария банка "Восточный" Шерзода Юсупова из-за корпоративного спора, ведущегося в Лондоне между Baring Vostok и совладельцами банка "Восточный".
В защиту предпринимателя ранее выступили глава "Сбербанка" Герман Греф, бизнес-омбудсмен Борис Титов, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, председатель Российского совета фондов прямых инвестиций Анатолий Чубайс, основатель инвесткомпании "Русские фонды" Сергей Васильев, глава "Яндекса" Аркадий Волож. 25 февраля участники инвестиционного фонда Baring Vostok в открытом письме попросили президента России Владимира Путина взять под личный контроль уголовное дело в отношении основателя фонда Майкла Калви и других сотрудников Baring Vostok. Сам Калви заявил, что не хочет привлекать консульство США к активному участию в его уголовном деле, чтобы "не политизировать" его, а после разбирательства намерен продолжать вкладывать деньги в Россию.