Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в страну хотя бы на один день. Закон требует от него отчитываться перед российскими налоговиками о существующих счетах в зарубежных банках, об открытии и закрытии, об операциях, остатках на счете. Часть операций вообще запрещена: нельзя зачислять на иностранные счета доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 года - и от продажи ценных бумаг.
За нарушение правил грозит штраф в 75%, а при вторичном нарушении - в 100% суммы операции. Прошлым летом ФНС также предупреждала о том, что штраф может грозить даже за разрешенные операции по счету за границей, неизвестному налоговикам.
Утратить статус валютного резидента практически невозможно, из-за этого часто возникают сложности. Несообщение или несвоевременное сообщение о счетах за рубежом грозит штрафом от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Однако те, кто постоянно живет за рубежом, но приезжает на несколько дней, все равно не отчитываются, и даже предъявить претензии налоговики им не могут: непонятно, куда направлять запрос и как вылавливать нарушителей. Новые нормы станут более человечными, говорил ранее замминистра финансов Алексей Моисеев.
Согласно новой версии закона, валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне, однако те, кто проведет больше 183 дней за границей, будут освобождены от необходимости отчитываться по счетам. Не будут на них распространяться и ограничения по операциям.
Поправки также расширяют круг разрешенных операций. Предполагается, что на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости, если она зарегистрирована в стране - члене ОЭСР или FATF (т. е. в странах, присоединившихся к автоматическому обмену налоговой информацией). В этой стране должен быть открыт и счет для зачисления.
Концептуально, однако, проект не решает проблем, пояснил изданию руководитель налоговой практики "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Сергей Калинин. Например, два россиянина, живущих за рубежом, могут совершить сделку между собой только в рублях, то есть через российский банк.
Партнер PwC Максим Кандыба также считает концепцию неоднозначной и создающей неопределенность. Например, статус человека будет определяться лишь по итогам года. Если он в начале года планировал провести большую его часть за границей, но был вынужден вернуться в Россию и провести здесь большую часть года, то к концу года все его зарубежные операции будут считаться незаконными.
По словам партнера EY Ирины Быховской, расширение списка законных операций также не решит всех проблем. Она напомнила, что по-прежнему неясно, можно ли будет зачислять на счета за рубежом выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств, которые формально не считаются дивидендами.