Эксперты считают, что при нынешнем уровне цен на нефть увеличение количества льготных объектов для государства с экономической точки зрения не имеет особенного смысла и является следствием деятельности мощного лобби российских нефтяных компаний.
Налог на добычу полезных ископаемых был обнулен еще в 2007 году для всех новых месторождений Восточной Сибири. В июле же нынешнего года глава кабинета министров Владимир Путин подписал постановление о введении нулевой экспортной пошлины на нефть, добываемую на 13 месторождениях региона: Станахском, Юрубчено-Тахомском, Талаканском, Алинском, Среднеботуобинском, Дулисьминском, Верхнечонском, Куюмбинском, Северо-Талаканском, Восточно-Алинском, Верхнепеледуйском, Пилюдинском и Ванкорском.
Кроме того, в августе на торжественном открытии Ванкорского месторождения премьер-министр заявил, что льготный налоговый режим может быть распространен и на все добывающие объекты Ямало-Ненецкого автономного округа.
Летом было принято решение о введении налоговых каникул сроком до 15 лет (в случае если компания ведет на месторождении весь спектр работ - от разведки до добычи) для месторождений, расположенных полностью или частично в акваториях Черного и Охотского моря. Годом ранее НДПИ обнулили также на арктическом, каспийском и азовском шельфах.
Как указывают эксперты, опрошенные газетой, количество таких объектов в перспективе будет возрастать. "Нулевая ставка экспортной пошлины и НДПИ значительно улучшает экономику компаний и ускоряет процесс запуска новых объектов", - пояснил ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков.
В то же время, по мнению некоторых экспертов, при нынешнем уровне сырьевых цен на мировом рынке обнуление экспортной пошлины в дополнение к нулевому налогу на добычу полезных ископаемых является мерой избыточной.
"Освоение новых месторождений во многих районах, даже в условиях налоговых каникул, является просто неэффективным с коммерческой точки зрения. Например, если не обнулять ставку НДПИ на арктическом шельфе, то он так и останется неосвоенным, - отмечает завлабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономики переходного периода Юрий Бобылев. - Однако льготы должны устанавливаться в соответствии с расчетами. Можно временно в кризисных условиях при 40 долл. за баррель обнулить экспортную пошлину. Но нет таких расчетов, которые указывали бы на необходимость применения нулевой ставки при стоимости нефти в 75 долларов".
Количество льготных объектов растет по причине мощного лоббирования нефтяными компаниями. "Практика показывает, что компании просто отказываются инвестировать в освоение новых месторождений, пока не получат льготы. И несмотря на то что и без льгот многие проекты были бы рентабельными, они готовы ждать годами, пока не получат особые условия", пояснил эксперт.