Решение подготовить обращение в Минфин и налоговую службу нефтекомпании приняли на годовом собрании Ассоциации малых нефтяных компаний, прошедшем во вторник.
- Аналитики: решение ОПЕК усилит давление на мировую экономику
"До конца недели документ будет направлен, - сообщила глава ассоциации Елена Корзун. - Если до 25 декабря, к моменту срока платы НДПИ за ноябрь, малым компаниям не будет предоставлена отсрочка по уплате налога, они не смогут расплатиться по долгам. Тогда налоговая служба заморозит счета, компании не смогут работать и остановят добычу".
Денег на уплату налогов у малых нефтяников нет, говорит Корзун. По ее словам, уже несколько месяцев компании работают в убыток из-за падения цен на нефть и существующей налоговой системы. Срок уплаты НДПИ малые нефтяники просят перенести минимум на два месяца. Кредиты в нынешних условиях привлечь невозможно, говорит Елена Корзун. Поэтому нефтяники просят у правительства трехмесячные беззалоговые кредиты на покрытие кассовых разрывов. Для этого, по мнению компаний, должен быть назначен специально уполномоченный банк.
В России работает более 150 мелких и средних нефтегазовых компаний, которые добывают около 20 млн тонн нефти в год (401 тысяча баррелей в сутки), что составляет приблизительно 4% от всей российской добычи. ОПЕК решила сократить добычу на 2 млн баррелей в сутки, попросив Россию о сокращении 200-300 тысяч баррелей в сутки. По данным "Ассонефти", несколько компаний в Оренбурге, Самарской области, Татарии и Коми уже прекратили добычу.
Как рассказала гендиректор работающего в Коми ЗАО "Нобель Ойл" Наталия Борисова, в ноябре компания прекратила добычу, в результате чего ее убыток составил 2 млн долларов в месяц. Если бы "Нобель Ойл" продолжила работу, убыток достиг бы 4 млн.
По данным гендиректора работающего в Татарии ОАО "Гриц" Станислава Головко, налоговая нагрузка компании в ноябре составила 90,6%, а в декабре она достигнет 93%.
"Мы остановили малобюджетный фонд скважин - тех, добыча на которых не превышает двух тонн в сутки. Около 30% компаний нашего сектора делают то же самое - эта добыча самая убыточная", - поясняет Головко. Гендиректор ОАО "Самараинвестнефть" Екатерина Богатырева говорит, что в ноябре от реализации нефти на внутреннем рынке компания получала убытки в полтора доллара с барреля нефти. В декабре убытки составили 0,8 доллара за баррель.
Аналитик ИК "Солид" Денис Борисов соглашается, что малые нефтекомпании - это наиболее уязвимое звено отрасли в период кризиса. По его данным, убытки от реализации нефти на внутреннем рынке при учете транспортных, административных и хозяйственных затрат при цене 15 долларов за баррель составляют 3-4 доллара на баррель, убытки от экспорта при цене 43,4 за баррель - 5-6 долларов на баррель.
Аналитик "Уралсиба" Михаил Занозин полагает, что в условиях кризиса налоговики могут пойти на отсрочку уплаты малыми нефтяниками НДПИ в качестве "экстренных спасительных мер". Однако же малым компаниям не стоит рассчитывать на значительную долгосрочную поддержку - ее от государства получат крупные нефтекомпании, которые отчисляют в бюджет больше средств, уверен господин Занозин. В то же время он полагает, что если малые компании все-таки объявят дефолт и остановят добычу, то крупные нефтекомпании могут начать процесс консолидации, приобретя некоторые сегодня нерентабельные активы на перспективу.