Ходорковский демонстрирует силу и уверенность новой России. На этой неделе в лондонском "Сомерсет-хаузе" будет открыт "Фонд Открытая Россия". Благотворительный фонд с 10 миллионами долларов собирается содействовать сотрудничеству России и Запада. В состав директоров вошли лорд Ротшильд и Генри Киссинджер - именно с такими людьми хочет ассоциироваться Ходорковский, пишет сегодня английская газета The Guardian, статью из которой публикует сайт Inopressa.ru.
Глава нефтяной группы "ЮКОС" Ходорковский - один из тех олигархов, которые сказочно обогатились во время перехода от коммунизма к капитализму.
"Мы начинали, как бароны-грабители, но вы должны понять, что в те дни правила были туманными, и мы изменились, когда поняли, чего от нас ждут", - рассказывает Ходорковский.
Два года невероятно высоких цен на нефть также принесли ему выгоду, хотя отказ России играть одну игру с ОПЕК может привести к падению этих цен. Москва согласилась сократить экспорт на 150 000 баррелей в день, но эксперты считают, что это лишь политический маневр, который помогает ОПЕК сохранить достойное выражение лица.
Ходорковский говорит, что он против сокращения. Наблюдатели считают, что в первом квартале объемы производства все равно упадут в связи с сибирскими морозами, поэтому Россия обещает лишь то, что в любом случае бы произошло. ОПЕК пока не решил, достаточно ли много сделали независимые производители, чтобы картель мог сократить собственные объемы добычи. Цена нефти находится на уровне 18 долларов за баррель, гораздо ниже отметки в 30 долларов, на которой она была еще в этом году.
Российский нефтяной магнат без колебаний потребовал, чтобы правительство отказало ОПЕК и не сокращало в ущерб собственным интересам объемы добычи. Он страстно убежден, что поставленная картелем задача удерживать цену нефти в диапазоне 25-28 долларов за баррель нереалистична и от нее следует отказаться. "Люди все время хотят видеть мир черно-белым. ОПЕК поставила задачу удерживать нефть на уровне 25-28 долларов за баррель и хочет добиться этого с помощью краткосрочного сокращения. Она спрашивает: вы с нами или не с нами?"
"В действительности ситуация выглядит по-другому. Россия испытывает на себе нестабильность нефтяных рынков и признает, что уровень нестабильности необходимо снижать. Но в то же время мы не хотим портить отношения с потребителями и терять долю на рынке".
"Я считаю, что России надо договориться со всеми странами, но эта инициатива не будет направлена против ОПЕК. Такие страны, как Россия и Норвегия, находятся в схожей ситуации, мы обсуждаем проблему (цен нефти) с Европейским Союзом. Эти две страны могут говорить одним голосом, но у них нет необходимости создавать постоянную группировку. Не следует пытаться контролировать рынок из одной точки, и мы все равно не смогли бы это сделать, потому что мир легко может оказать сопротивление таким действиям. Можно чуть-чуть сбить цену нефти, но потом она снова повысится".
Ходорковский не интересуется солнечной и другими видами неисчерпаемой энергии, которые привлекают все большее внимание западных фирм. "Наше общество пока недостаточно богато для того, чтобы начинать двигаться в этом направлении. Мы не вырабатываем слишком большое количество углекислого газа. Мы не приблизились к нашей норме, вписанной в Киотский протокол".
Свободные деньги "ЮКОСа" за последние два года (по оценкам, это - 3 миллиарда долларов) будут вложены в разработку нефтегазовых месторождений.
"В ближайшие годы компания будет расширяться за рубежом. Мы будем развивать разведку и разработку в ограниченном количестве стран, и естественно, мы хотим работать с партнерами. Но перспективы должны быть, по крайней мере, не менее привлекательными, чем в Европе. Сбыт будет сконцентрирован в Восточной и Центральной Европе".