В январе 2010 года Алексей Навальный, миноритарий ряда крупных акционерных обществ, публично начал эксперимент под названием "Получи протоколы совета директоров". Он запросил протоколы заседаний советов директоров в десяти компаниях: в банке ВТБ, "Транснефти", "Газпроме", "Газпром нефти", "Интер РАО ЕЭС", "Лукойле", "Роснефти", "РусГидро", "Сбербанке" и "Сургутнефтегазе".
Навальный намеревался таким образом составить "своеобразный рейтинг законопослушности и оперативности монстров экономики РФ". Протоколы отказались предоставить "Транснефть" и "Роснефть".
Алексей Навальный обратился в суд. Иск к "Транснефти" был оставлен судом без рассмотрения, поскольку исковое заявление не было подписано господином Навальным. Иск к "Роснефти" вчера был арбитражным судом Москвы удовлетворен. Алексей Навальный сообщил изданию, что по искам о предоставлении информации это его первая победа в суде.
Судиться с крупнейшими российскими компаниями, требуя предоставления различной информации, Алексей Навальный начал задолго до эксперимента с протоколами советов директоров. Первые иски он подал в 2008 году к компаниям "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть" и "Роснефть", пытаясь получить сведения о сделках нефтекомпаний со швейцарским трейдером Gunvor. Позже Навальный подал иск к "Транснефти" с требованием раскрыть данные о благотворительной деятельности компании за 2007 год. Эти иски суд отклонил.
В нынешнем году миноритарий подал иск к "Сбербанку", требуя данные о вознаграждениях президента и членов наблюдательного совета. Это дело завершилось миром: Сбербанк передал господину Навальному требуемые документы, и суд прекратил производство по делу. Сейчас на рассмотрении в арбитражном суде Москвы находятся иски Алексея Навального к "Газпрому" и "Интер РАО ЕЭС". Миноритарий оспаривает решения совета директоров "Газпрома" по одобрению сделок с Газпромбанком, Россельхозбанком и страховой компанией "Согаз".
А в отношении "Интер РАО ЕЭС" Навальный не согласен с предложением компании предоставлять часть протоколов совета директоров на условиях конфиденциальности.
Эксперты говорят о том, что это решение, защитившее права миноритариев, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. "Плюс в том, что законное в данном случае требование миноритария было удовлетворено судом - это обеспечивает реализацию права акционера на получение информации, гарантированного законом, а само общество становится более открытым и привлекательным для инвесторов",- считает партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Антон Ситников.
Впрочем, складывающаяся судебная практика в пользу миноритарных акционеров может, по мнению юристов, быть использована для корпоративного шантажа.