Стоит напомнить, что по итогам собрания в совет директоров "Норникеля", состоящий из 13 человек, вошли 3 представителя "РусАла" (владеет блокпакетом акций ГМК) вместо 4 в прежнем составе. Другой крупный акционер - "Интеррос" Владимира Потанина - представительство в совете не изменил (4 человека), зато менеджмент резко увеличил - с 1 до 3.
Уже после собрания Андрей Клишас, много лет занимавший различные посты в "Интерросе", перешел на вновь созданный пост президента "Норникеля", и, таким образом, представительство холдинга Потанина в совете формально сократилось до 3 человек, а менеджмента - выросло до 4. Главной неожиданностью стало то, что председатель совета Александр Волошин не прошел в новый состав, недобрав незначительное количество голосов.
"РусАл", который считает, что собрание прошло с грубыми нарушениями, инициировал проверку законности его проведения. Как говорится в сообщении "РусАла", среди выводов проверяющего ведомства, в частности, содержатся следующие. Первое - "Интеррос" через подачу соответствующих указаний держателю ADR (Bank of New York, BONY) голосовал частью своих ADR за двух представителей "РусАла" - Максима Сокова и Владислава Соловьева.
Это, как указывается в сообщении, "исключило избрание Александра Волошина". "РусАл" расценивает это как доказательство нарушения "Интерросом" договоренностей, достигнутых двумя крупнейшими акционерами ГМК в 2008 году.
"Оно, в частности, предусматривало не только обеспечение вхождения от двух компаний одинакового числа представителей в совет директоров, но и избрание Волошина и членом совета, и независимым председателем", - говорится в пресс-релизе алюминиевой компании. Ранее сообщалось, что "РусАл" подал иск в Лондонский международный арбитражный суд к "Интерросу", чтобы заставить его исполнять условия соглашения по управлению "Норникелем".
В письме Генпрокуратуры говорится, что инструкции по голосованию за Сокова и Соловьева BONY получил от двух структур "Интерроса", а также от APG Algemene Pensionen Groep N.V. "РусАл" считает, что APG также действовала в интересах "Интерроса".
В голосовании "квазиказначейскими" акциями "Норникеля" (были поданы за кандидатов из числа менеджмента ГМК) Генпрокуратура нарушений не выявила, так как российское законодательство не запрещает голосовать акциями, находящимися в собственности зависимых от АО компаний.
Изменение кворума по ходу собрания (на момент открытия зарегистрировались владельцы 75,7% голосующих акций, на момент начала подсчета голосов - 92,8%; "РусАл" считает, что это повлияло на исход голосования, так как соответствующей информацией обладали и воспользовались отдельные акционеры) Генпрокуратура не сочла нарушением.
Генпрокуратура также установила, что акционеры "Норникеля" "сдавали бюллетени на руки членам счетной комиссии, которые тем самым могли предоставить информацию о ходе голосования одним акционерам и их группам в ущерб другим".
Это стало возможным вследствие отсутствия детального нормативно-правового регулирования порядка проведения собраний акционеров, говорится в письме Генпрокуратуры. В связи с этим Генпрокуратура предложила президенту поручить правительству разработать нормативно-правовые акты, четко регламентирующие процедуры проведения собраний.
Довод о наличии в действиях менеджмента "Норникеля" и членов счетной комиссии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 185.5 УК РФ (фальсификация решения общего собрания акционеров), приведенный в обращении Дерипаски, является неприменимым, поскольку эта норма вступила в силу в июле, то есть уже после собрания, отмечается в письме Генпрокуратуры.
Тем не менее, ""РусАл" намерен отстаивать свои права и интересы как одного из акционеров в судебном порядке и ожидает решений Красноярского арбитражного суда и Лондонского международного арбитражного суда для привлечения к ответственности менеджмента "Норильского никеля" и "Интерроса".