Подготовка к очередной конференции, которая должна состояться на следующей неделе, проходит в условиях нарастающего давления США, требующих оказания помощи в поисках организаторов терактов от своих союзников в Персидском заливе.
Кроме того, США настаивают на увеличении странами ОПЕК поставок нефти на мировой рынок, в то время как нефтеэкспортеры заявляли о намерении сокращать уровень добычи.
По мнению экспертов, такое положение обострит противоречия внутри ОПЕК между союзниками и оппонентами США, в частности, Саудовской Аравией и Ираном. Противоречия проявятся уже на предстоящей 26 сентября конференции организации, когда, возможно, будут предприняты попытки скорректировать стратегию ОПЕК в соответствии с новыми политическими реалиями. Единство позиций, царившее в картеле в течение двух лет, будет неизбежно нарушено, считает WSJ.
Американский аналитик Роджер Дайвэн, полагает, что отныне уровень цен на нефть будет определяться состоянием экономики США, темпы роста которой замедлятся. По его прогнозам, цена "корзины" ОПЕК упадет в итоге ниже границы установленного картелем ценового коридора в 22 долл. за баррель.
Кроме того, мировой экономический спад в связи с террористическими акциями в США неизбежно приведет к усилению международного давления на ОПЕК с целью решения глобальных экономических проблем путем смягчения цен на сырье.
В то же время в случае нанесения США ответных ударов по организаторам терактов и начала военных действий, подчеркивают эксперты WSJ, цены на топливо резко возрастут. По данным газеты, вооруженные силы США уже приступили к закупкам горючего для своего флота в Индийском океане и топлива для авиации на юге Испании.
Руководство ОПЕК сразу после терактов заявило, что картель готов "сделать все необходимое, чтобы обеспечить стабильность рынка" √ т.е. пойти навстречу требованиям увеличить добычу даже в ущерб странам-экспортерам. Однако в последнем заявлении генерального секретаря ОПЕК Али Родригеса-Араке говорится о том, что картель будет продолжать бороться за соблюдение баланса между интересами стран-производителей "черного золота" и государств-потребителей углеводородного сырья.